Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Конъюнктура рынка транспортных услуг: анализ и оценка

Определение 1

Конъюнктура рынка - это складывающаяся на рынке экономическая ситуация, которая характеризуется уровнями спроса и предложения, объемами продаж, ценами (в том числе, заработной платой, процентными ставками, валютным курсом и пр.).

Описание конъюнктуры рынка транспортных услуг

В каждый конкретный момент времени между спросом и предложением на любом рынке (в том числе, на рынке транспортных услуг) устанавливается определенное соотношение. Это соотношение называется конъюнктурой рынка. Она складывается, прежде всего, под воздействием структуры рынка транспортных услуг, которая формирует колебания конъюнктуры. Речь идет про состав отраслей рынка, группы производителей, сегменты клиентов, общие условия рынка и т.д.

Замечание 1

Именно конъюнктура рынка транспортных услуг задает уровень цен и формирует уровень затрат на производимые транспортные услуги. При этом изменение конъюнктуры способствует динамичной трансформации рыночной структуры.

Конъюнктуру рынка транспортных услуг, которая сформировалась на определенный момент времени в результате воздействия комплекса сил, факторов и условий, отражают такие показатели, как спрос и предложение на услуги, тенденции развития рынка, уровень устойчивости рынка, степень деловой активности, уровень коммерческого риска и др.

При изучении спроса нужно провести сегментирование, т.е. поделить рынка на однородные по выделенным признакам группы клиентов. Касательно рынка транспортных услуг сегменты клиентов выделяются на основе следующих признаков:

  • платежеспособность клиента (высокая, средняя, низкая, неплатежеспособность);
  • вид транспортных услуг (перевозка и сопровождение груза, экспедиционные услуги, логистические услуги, расчетные услуги, оформление документов, консультационные услуги, информационные услуги);
  • география предоставления транспортных услуг (международные, внутри россии, городские);
  • одна или комплекс транспортных услуг (разовые, постоянные, индивидуальная услуга, комплекс услуг);
  • специальные требования к транспортной услуге (технологические, надежность, сохранность, точно вовремя, скидки, гарантии, страхование, охрана в пути следования).
«Конъюнктура рынка транспортных услуг: анализ и оценка» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Анализ и оценка конъюнктуры рынка транспортных услуг

Конъюнктура рынка транспортных услуг может быть охарактеризована в результате сопоставления количественных оценок спроса и предложения на рынке. Однако для того, чтобы провести более глубокий анализ рыночной ситуации, экономисты предлагают давать оценку емкости рынка.

Емкость рынка представляет собой объем услуг, которые реализуются на рынке в течение определенного отрезка времени. Емкость рынка определяется соотношением цены и покупательской способности населения. Измерение емкости рынка происходит как в денежном, так и в натуральном эквивалентах.

Показатель емкости рынка может быть определен путем применения различных подходов. Выбор конкретного подхода во многом определяется спецификой того рынка или сегмента, который подвергается анализу. Например, емкость рынка пассажирских перевозок может быть определена через транспортную подвижность населения. Для этого между собой перемножают транспортную подвижность населения (т.е. число поездок, которые приходятся на душу населения в год), численность населения изучаемой местности и среднюю длину ездки пассажира.

О том, соответствует ли объем транспортных услуг, которые оказываются на рынке, по количеству и по структуре существующим потребностям, можно судить по такому показателю, как насыщенность рынка. Его значение рассчитывается в результате деления провозных возможностей транспортных предприятий на емкость рынка и последующего умножения на 100%.

Конъюнктура рынка транспортных услуг определяется не только числом элементов рынка (т.е. количеством производителей транспортных услуг и их клиентов), но и их характеристиками. Так, рыночная деятельность производителей транспортных услуг может быть оценена с помощью показателей масштаба и степени диверсификации деятельности, качества транспортного обслуживания, уровня тарифов и т.д. Клиентов же производителей транспортных услуг классифицируют по типу потребления: оно может быть личным и производственным.

Для того чтобы проанализировать конъюнктуру рынка транспортных услуг, в первую очередь, необходимо собрать, обработать и изучить статистические данные, которые в большинстве случаев выступают в качестве основы аналитической работы. В данном случае подразумеваются статические данные, которые дают характеристику следующим экономическим явлениям:

  • динамика экономических процессов;
  • выявление циклов в развитии экономики отрасли;
  • выявление «ростков кризиса»;
  • предотвращение кризисности в ближайшем и отдаленном будущем.

Многие из перечисленных выше экономических явлений фактически оказываются производными от показателей эффективности, а также особенностей функционирования транспортных предприятий. Поэтому в рамках анализа конъюнктуры рынка транспортных услуг важно внимательно изучить показатели, которые характеризуют деятельность транспортного предприятия. Это, в частности, финансовые показатели, технико-эксплуатационные показатели, коэффициент износа, индексы объемов перевозок и грузооборота, индексы изменения доходов и затрат и др.

Анализ конъюнктуры рынка транспортных услуг можно рассмотреть как комплексную деятельность, которая включает в себя несколько видов аналитической работы. Так, необходимо провести анализ отрасли, анализ услуг, анализ покупателей, анализ сбыта. Интеграция результатов каждого вида анализа образует итоговый результат анализа конъюнктуры рынка транспортных услуг и дает оценку текущей рыночной ситуации в рассматриваемой отрасли экономики.

Дата написания статьи: 13.04.2022
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot