Контрольное сравнение - это деятельность экономического субъекта по сопоставлению показателей собственной работы с показателями работы прямых конкурентов и, в частности, по сопоставлению соответствующих позиций на рынке.
Основные сведения о контрольном сравнении
На большинстве современных рынков существует конкуренция. Она породила необходимость измерения экономической эффективности компаний путем сравнения с аналогичными контрольными показателями конкурентной среды. Такой подход нашел отражение в популярной на сегодняшний день концепции бенчмаркинга, концентрированным выражением которого является контрольное сравнение.
Контрольное сравнение представляет собой деятельность экономического субъекта, который сопоставляет показатели собственной работы за предшествующий период с показателями работы прямых конкурентов. Суть контрольного сравнения в основном составляют следующие три соображения:
- во-первых, конечной мерой оценки всегда является покупатель, поскольку его восприятие эффективности должно иметь наибольшее значение;
- во-вторых, необходимо не просто сравнить измеренную эффективность с эффективностью конкурентов, а сравнить самих себя с наилучшими компаниями нашего класса;
- в-третьих, оцениваться и сравниваться должен не только конечный результат, но и процессы, которые обеспечили его достижение.
Контрольное сравнение в условиях конкуренции может быть определено в качестве непрерывной оценки продукции и процессов предприятия относительно стандартов, которые приняты у наиболее успешных конкурентов и прочих предприятий, признанных лидерами в своей отрасли. Критерии, которые выбираются для проведения контрольного сравнения, должны оказывать прямое или косвенное влияние на оценку эффективности предприятия с точки зрения клиента.
Контрольное сравнение представляет собой нечто большее, чем аналитический метод. Его скорее можно определить как средство стимулирования изменений. Это, например, проявляется в том, что контрольное сравнение требует активного привлечения линейного персонала предприятия, который принимает непосредственное участие в выполнении изучаемой функции.
Контрольное сравнение идет дальше сопоставления параметров товаров и услуг предприятия и подразумевает сопоставление производственных и управленческих знаний и навыков, которые обеспечивают процесс их создания. Контрольное сравнение может выявлять "все наилучшее" среди практически любых процессов и навыков.
Опыт применения контрольного сравнения в разных сферах экономической деятельности дает основания для того, чтобы идентифицировать и описать основные выгоды, которые может получить практически любой хозяйствующий субъект:
- контрольное сравнение позволяет творчески использовать в процессах, которые выполняются функциональными подразделениями предприятий, наилучшие методы из любой отрасли;
- контрольное сравнение обеспечивает стимулирование и мотивацию специалистов, творческие способности которых необходимы для внедрения результатов, полученных в результате использования этого метода;
- контрольное сравнение помогает преодолеть нежелание функциональных подразделений предприятия идти на проведение изменений;
- контрольное сравнение позволяет идентифицировать технологически достижения, которые по каким-либо причинам остались незамеченными и, таким образом, не получили своевременного практического применения в своей отрасли (в качестве примера можно привести метод нанесения штрихового кода).
Контрольное сравнение логистического процесса
В настоящее время многие предприятия осознали необходимость совершенствования рабочих процессов при возникновении требований повышения конечных результатов работы. В сфере логистики это обстоятельство проявляется в повышенном значении совершенствования процессов непрерывного контроля, что составляет суть философии контрольного сравнения логистических процессов.
Первый шаг к улучшению функционирования цепи обслуживания клиентов предприятия заключается в понимании структуры процессов. Сеть, которая обеспечивает движение материальных и информационных потоков, различных видов деятельности и процедур, связывающих поставщиков с конечными потребителями, характеризуется большой разветвлённостью. В связи с этим рекомендуется составлять схемы потоков, которые возникают при поступлении заявки от покупателя и заканчиваются поставкой товара.
Второй шаг заключается в идентификации критических точек, возникновение проблемных ситуаций в которых способно повлиять на весь процесс в целом - например, отсутствие товаров на складе или нарушение производственного плана. В этих критических точках необходим тщательный мониторинг процессов, а осуществление контрольного сравнения относительно наилучших компаний отрасли может принести ощутимые выгоды.
Для предприятий, которые решили провести у себя контрольное сравнение, важно установить приоритетность параметров, которые необходимо оценить и сравнить с соответствующими параметрами других компаний. В самом общем виде приоритеты контрольного сравнения можно представить следующим образом:
- стратегическая важность: процессы, которые имеют важнейшее значение для будущего успеха предприятия;
- готовность предприятия: процессы, которые выполняются персоналом, проявляющем готовность к совершенствованию;
- относительное влияние на экономические показатели работы предприятия: процессы, которые оказывают наибольшее воздействие на общие издержки, получение доходов, эффективность использования основных фондов, производительность труда;
- выбор между изготовлением и покупкой: процессы, которые оказывают значительное влияние на эффективность/прибыльность товара, и которые с трудом могут быть обеспечены за счет поставщиков.