Контроллинг - это интегрированная система комплексной поддержки руководителей, которая ориентирует их во время разработки и принятия управленческих решений на достижение главных целей предприятия.
Сущность контроллинга логистических бизнес-процессов
Логисты компаний, которые входят в состав цепей поставок, занимаются оценкой эффективности функционирования логистической системы. С этой целью они осуществляют процедуры измерения результатов решений, которые принимают сотрудники логистических служб компаний.
Измерение результатов управления логистическими бизнес-процессами называется контроллингом. Контроллинг в настоящее время воспринимается специалистами в качестве необходимого условия достижения целей логистической системы, поскольку обеспечивается обратную связь, которая нужна для эффективного управления.
С указанной точки зрения контроллинг логистических бизнес процессов стоит рассматривать через призму двух аспектов. С одной стороны, благодаря контроллингу устанавливается определенная система мер, которая включает в себя количественные и качественные показатели, критерии, шкалы отношения и предпочтения. С другой стороны, в результате контроллинга происходит непосредственное измерение результата принятия и исполнения логистических решений.
Задачи контроллинга могут быть решены во многом благодаря системе основных измерителей. Данная система обуславливается, во-первых, целями логистики, которые бывают стратегическими, тактическими, оперативными, во-вторых, видом логистической системы. Выбранные измерители содержат основные требования к более детальным шкалам показателей, которые учитываются в системе контроллинга логистики.
Контроллинг логистических бизнес процессов в цепях поставок осуществляется их участниками для того, чтобы решить следующие задачи:
- разработать и начать рассчитывать на постоянной основе ключевые показатели оценки эффективности логистической деятельности в рамках общей сбалансированной системы показателей предприятия;
- провести процедуру бенчмаркинга для того, чтобы установить стандарты логистических ключевых показателей эффективности;
- создать и утвердить подходящие учетные и отчетные формы;
- разработать систему мониторинга и информационной поддержки процессов контроллинга логистических бизнес процессов;
- выявить и изучить разрывы логистических ключевых показателей эффективности и, как результат, принять меры для устранения отклонений фактических значений показателей от плановых;
- разработать и запустить в эксплуатацию базу логистических данных, внедрить информационные технологии и системы поддержки принятия управленческих решений в логистике.
Показатели контроллинга логистических бизнес-процессов
Эффективность принятых и исполненных логистических решений, а также операционной деятельности сотрудников логистической службы предприятия в рамках концепции контроллинга может быть оценена при помощи специальных измерителей (показателей). На данный момент наиболее распространенным считается подход, согласно которому выделяют пять крупных групп измерителей эффективности в логистике:
- Качество логистического обслуживания потребителей продукции предприятия: точность выполнения всех условий заказа, полнота удовлетворения потребности клиента, наличие или отсутствие жалоб от него, соблюдение установленного срока, количество возвратов купленной продукции и др.
- Использование капитальных вложений в логистическую инфраструктуру: количество и скорость оборотов запасов, их средний уровень, использование капитальных вложений в транспортный парк, в складскую инфраструктуру, в технологическое оборудование, в информационную систему.
- Общие и операционные логистические издержки: затраты па логистическую поддержку производства, на внутреннюю и внешнюю транспортировку, на складскую грузопереработку и хранение, на управление заказами и запасами, на возмещение потерь.
- Длительность логистических циклов: время выполнения заказа (в том числе, их обработки, подготовки, комплектации, доставки), время пополнения запасов (в том числе, время закупки продукции), время подготовки отчетов и др.
- Производительность (ресурсоотдача) логистической инфраструктуры и персонала: отношение логистических издержек на единицу инвестированного капитала, на единицу производимой продукции, на единицу объема продаж, количество обработанных заказов в единицу времени и др.
Преимущество разработки подобной системы логистических ключевых показателей эффективности в составе общей сбалансированной системы показателей предприятия заключается, в первую очередь, в получении возможности «измерить» состоятельность логистической стратегии предприятия. Благодаря этому руководство предприятия может увидеть недостатки своих исходных гипотез.
Результаты контроллинга логистических бизнес-процессов
Внедрение системы контроллинга логистических бизнес процессов в цепях поставок позволяет действующим предприятиям получить значительные по своим масштабам и значению результаты. В частности, начинает работать отлаженная система, которая способствует повышению эффективности как логистической, так и общей операционной деятельности предприятия, а также становится возможным:
- предвидение результатов логистической деятельности предприятия;
- планирование логистической деятельности, которое позволит предприятию использовать ресурсы с наибольшей эффективностью;
- своевременное получение точной информации, которая необходима руководству предприятия необходимую для принятия управленческих решений;
- эффективное использование инструментов налогового планирования и схем оптимизации (минимизации) налогообложения.