Пассажирский автомобильный транспорт - это разновидность транспорта, отдельная сфера хозяйствования, которая занимается организацией и осуществлением перевозок пассажиров и их багажа с помощью автомобилей.
Начало развития пассажирского автомобильного транспорта
История развития пассажирского автомобильного транспорта насчитывает несколько столетий. Ее начало было положено при выдвижении идеи самодвижущегося экипажа, чьим прообразом была колесная повозка, передвигаемая животными.
Происходило постепенное становление конструкции этой колесной повозки. Это осуществлялось посредством совершенствования отдельных узлов повозки: таких как:
- ходовая часть;
- колеса;
- рессоры;
- устройства для торможения;
- механизмы поворота.
Также стоит отметить, что в целях осуществления продолжительных по времени поездок в более удобных условиях совершенствовались кузова колесных повозок.
В результате появления колесных повозок люди стали заниматься дорожным строительством. Вслед за увеличением дорожной сети расширялась территория, которая осваивалась цивилизованным обществом, что, в свою очередь, стимулировало экономическое развитие.
Становление пассажирского автомобильного транспорта
С XVI до конца XIX века междугородные перевозки по территории России осуществлялись, так называемой, ямской гоньбой. В соответствии с этой технологией вдоль дорог располагались ямы – почтовые станции. Они использовались перевозчиками для замены лошадей, а пассажирами - для отдыха и принятия пищи. Следовательно, ямы использовались в качестве прообраза современных пассажирских автостанций и автовокзалов.
Проезд оплачивался по участковому принципу и фиксированному тарифу. Пассажиры изначально должны были получить у полицейских властей подорожную. Это - документ, который выдается на весь маршрут и должен при себе иметься у пассажира.
Первые образцы повозок, которые двигаются без помощи животных, были разработаны и построены в XVIII веке. В частности, работоспособная повозка - «самобеглая коляска», работающая от мускульной силы двух человек, была впервые построена в 1752 году. Она могла развивать скорость до 15 верст в час и предназначалась для перевозки двух пассажиров.
С середины XIX века в городах появилась конка – железная дорога с конной тягой. Рельсовый ход позволил снизить сопротивление движению. Но конная тяга была недостаточно мощной, что препятствовало увеличению скорости сообщения.
Лошадь была заменена паровой машиной в результате широкого распространения и использования пара. Первая паровая машина была построена и пущена в действие в 1766 году. В первой половине XIX века появлялись проекты «паровоза для обыкновенных дорог» и обширной сети деревянных дорог для паровых автомобилей.
К концу XIX века стали пытаться создать автомобиль с электрической тягой. На первых этапах в качестве источника энергии пытались использовать аккумуляторные батареи.
В 1882 году в Германии был испытан прообраз современного троллейбуса. Он представлял собой экипаж на колесном ходу с питанием тягового электродвигателя от контактной сети через подвесные (троллейные) сети. Первый троллейбусный маршрут в России был организован в 1933 году на Садовом кольце в Москве.
Автомобиль русского производства впервые был представлен на выставке в Нижнем Новгороде в 1896 году. Максимальная скорость этой машины была 20 км/ч. Она была способна преодолеть 200 километров хорошей дороги в случае полной заправки.
В 1880 году появились пневматические шины. Это сыграло важную роль в дальнейшем развитии автомобилей.
Развитие пассажирского автомобильного транспорта в ХХ веке
Сфера применения автомобилей для пассажирских перевозок была значительно расширена в годы Первой Мировой войны. В то время перевозили раненых пассажиров, организовали работу штабной службы.
После окончания этой войны стали появляться автобусы, учитывающие требования, которые предъявляются к пассажирским перевозкам. Быстрые темпы получило развитие автомобилестроения и автобусостроения. Это способствовало широкому распространению автомобилей и автобусов, в результате чего осваивались пассажиропотоки всех масштабов, в городах, пригородах и междугородных сообщениях. Непосредственным следствием этого процесса стала активизация строительства автомобильных дорог.
Начиная с 1920-x годов автобус стал использоваться в различных видах сообщения. Ближе к середине столетия автобус стал основным видом транспорта в городах и поселках городского типа. Сеть автобусных маршрутов также быстро развивалась в междугородном и пригородном сообщениях. Таким образом, автобус превратился в основной вид транспорта общего пользования, прежде всего, это касается сел и тех местностей, которые не охвачены сетью железных дорог.
Увеличение промышленного выпуска легковых автомобилей привело к появлению в городах таксомоторного обслуживания. Первое таксомоторное предприятие было организовано в Москве в 1909 году. В Петербурге по состоянию на 1912 год функционировало 220 автомобилей-такси.
В последующие годы автомобильные пассажирские перевозки развивались высокими темпами. Факторами этого процесса стали серьезное увеличение и обновление парка подвижного состава, концентрация и специализация автотранспортных предприятий.
После распада Советского Союза в Российской Федерации произошла «взрывная» автомобилизация. В частности, за первые 15 лет число легковых автомобилей, которые находились в частной собственности граждан, увеличилось почти в 3 раза. Для сравнения в Москве на одну тысячу жителей уже приходится 293 легковых автомобиля, а в целом по стране на одну тысячу жителей приходится 306 легковых автомобилей.
В будущем ожидается продолжение роста автомобилизации при одновременном развитии автобусного и таксомоторного сообщений.