Железнодорожный транспорт
Железнодорожный транспорт появился в начале $XIX$ и уже к середине того же века стал важнейшим транспортом промышленных стран, так как позволил связать индустриальные районы с морскими портами. И в наши дни его роль остается важной, несмотря на высокую конкуренцию со стороны авиационного и автомобильного транспорта.
Его преимущества следующие:
- высокая производительность;
- низкая себестоимость перевозки массовых грузов на дальние расстояния;
- надежность и независимость от погодных условий и времени года;
- экологичность по сравнению с автомобильным транспортом;
- при перевозке на большие расстояния по суше высокая скорость.
К недостаткам относятся:
- ограничение числа перевозчиков;
- низкая доступность к конечным пунктам доставки;
- высокие капитальные вло¬жения в материально-техническую базу.
Обозначенные особенности железнодорожного транспорта обуславливают эффективность его использования для массовых перевозок на дальние расстояния.
Автомобильный транспорт
Автомобильный транспорт − самый распространенный вид транспорта в настоящее время. Первые автомобили появились в конце $XIX$ века и после Второй мировой войны получили широкое распространение.
Причина широкого распространения автомобильного транспорта в его преимуществах:
- гибкость, высокая доступность и частота перевозок;
- обеспечение доставки «от двери до двери»;
- высокая скорость доставки на короткие расстояния;
- эффективность отправок груза малыми партиями;
- широкие возможности выбора перевозчика.
Вместе с тем автомобильный транспорт обладает рядом недостатков:
- высокий экологический ущерб окружающей среде;
- зависимость от дорожных и погодных условий;
- высокая себестоимость перевозки на дальние расстояния;
- низкая грузоподъемность.
Обозначенные особенности автомобильного транспорта обуславливают эффективность его использования для мелкопартионных перевозок на короткие расстояния «от двери до двери», в составе схем смешанных перевозок, а также в сфере распределительной логистики
Водный транспорт
Водный транспорт (морской и речной) является древнейшим видом транспорта и сохраняет важную роль в логистике в современном мире. Около 70 % всего мирового грузооборота в настоящее время приходится на водный транспорт.
Его преимуществами являются:
- низкая себестоимость перевозки;
- наиболее высокая грузоподъемность транспортных средств;
- низкая капиталоемкость перевозок.
К недостатками относится:
- низкая скорость перевозки;
- сезонность (для внутреннего водного транспорта);
- низкая частота отправок;
- ограниченность транспортных путей, зависимость от навигационных условий.
По внутренним водным путям в основном доставляют массовые грузы, не требующих высокой скорости доставки и получатели которых находятся вблизи речных портов.
В межконтинентальных сообщениях у водного транспорта нет конкурентов, в связи с высокой стоимостью авиаперевозок.
При перевозке массовых грузов, которые не требуют высокой скорости доставки, морской транспорт также конкурирует с железнодорожным. Например, при доставке грузов и Азии в Европу конкурируют сухопутный железнодорожный маршрут по Транссибу и морской путь через Суэцкий канал.
Авиационный транспорт
Авиационный (воздушный) транспорт – самый быстрый вид транспорта, но и самый дорогой.
Основная сфера его использования – пассажирские перевозки на дальние расстояния (свыше 1000 км).
Что касается грузовых воздушных перевозок, их доля очень мала. В основном это межконтинентальные перевозки скоропортящейся продукции, особо ценных грузов, а также почты.
Транспорт малой авиации (вертолеты, малые самолеты) также используют в труднодоступных районах (например, в районах Крайнего Севера) и в чрезвычайных обстоятельствах.
Трубопроводный транспорт
Трубопроводный транспорт осуществляет передачу на расстояние массовых жидких и газообразных продуктов по трубопроводам.
Специфика трубопроводного транспорта в том, что подвижной состав и специально приспособленные под него пути сообщения совмещены в одно понятие «трубопровод».
К его ключевым преимуществам относится:
- низкая себестоимость доставки жидких и газообразных грузов без перевалки;
- непрерывность функционирования;
- высокая сохранность груза.
Очевидным недостатком является ограниченность его использования.