Интегрированное планирование - это функция управления цепью поставок, в рамках выполнения которой формулируют цели и задачи, разрабатывают стратегию действий, составляют планы и программы на основе учета требований конкретного заказчика, глубокого и всестороннего анализа рынка поставок, определения места текущего нахождения на рынке конкурентной цепи поставок.
Необходимость интегрированного планирования и его сущность
Относительно новым направлением в экономической науке является интегрированное планирование цепей поставок. Цепь поставок рассматривается в качестве центрального элемента современной теории и практики логистики. Цепь поставок состоит из множества хозяйствующих субъектов, которые взаимодействуют друг с другом и выполняют определенные функции во время продвижения материальных, финансовых, информационных и сервисных потоках. Этими субъектами являются предприятия-изготовители, поставщики сырья и материалов, складские терминалы, дистрибьюторы.
Цепи поставок характеризуются наличием некоторых особенностей: большое число самостоятельных субъектов и сложный характер их взаимодействия, множественность и разнообразие выполняемых логистических операций, трудность формулирования критериев функционирования предприятий и др. Эти особенности диктуют необходимость формирования особой системы управления цепями поставок. В частности, одной из функций управления ими является интегрированное планирование.
Интегрированное планирование заключается не только в формулировании целей и задач, разработке стратегии действий, составлении необходимых планов и программ, но и в проведении глубокого и всестороннего анализа рынка поставок, в изучении требований конкретного заказчика и в определении того положения, которое в данный момент занимает цепь поставок.
Необходимость внедрения в деятельность контрагентов цепи поставок интегрированного планирования обусловлено его способностью разрешить следующие проблемы:
- Противоречивость целей предприятий, которые входят в состав цепи поставок, и отсутствие явной целевой функции оптимизации;
- «Обособленная» логика принятия решений каждым участником логистической деятельности;
- «Эффект хлыста» (Bullwhip-эффект), который заключается в значительном отклонении в планах всех участников цепи поставок (субподрядчиков, поставщиков и т.д.) из-за незначительных изменений спроса конечного потребителя.
Интегрированное планирование отличается от традиционных форм планирования тем, что планы составляются совместно и объединяются на основе единых информационных каналов с поставщиками и клиентами. Благодаря этому удается достичь синхронизации бизнес-процессов участников логистической деятельности.
Внедрение интегрированного планирования цепи поставок
Интегрированное планирование цепи поставок внедряется в логистическую деятельность хозяйствующих субъектов эволюционным путем. Это означает, что это процесс осуществляется через последовательную смену четырех этапов:
- Интегрирование функций в цепи поставок;
- Сближение с поставщиками и потребителями, формирование отношений сотрудничества;
- Повышение прозрачности движения в логистической цепи поставок потоков материальных и информационных ресурсов;
- Синхронизация цепи поставок в виде единого предприятия.
Первый этап интегрированного планирования заключается в совершенствовании внутренних процессов. Достигается указанная задача в результате разработки взаимоотношений, которые необходимы при совместном планировании. Происходит интеграция функций в рамках организации и внедрение корпоративных информационных систем.
Второй этап происходит уже на межфункциональном уровне. Улучшению подвергаются процессы прохождения продукции по всей цепочке поставок. Предприятия начинают работать на принципах сотрудничества. Потенциальные партнеры устанавливают между собой более тесные взаимоотношения, поскольку они начинают обмениваться информацией, которая относится к цепи поставок, совместно прогнозировать спрос, планировать продажи, управлять запасами.
На третьем этапе происходит внедрение информационных систем, которые улучшают обмен информацией и повышают прозрачность перемещений продукции между партнерами в цепях поставок. Следствием этого становится сокращение времени обработки заказов и сроков предоставления услуг, а также повышение общей эффективности управления материальными ресурсами.
Характеристикой четвертого этапа является информационная связность всех элементов цепи поставок, в рамках которой разрабатывают сеть партнеров по цепи поставок, совместно работающих над получением взаимных выгод. В результате вместо конкуренции между предприятиями, входящими в цепь поставок, возникает конкуренция между цепями поставок.
Уровни интегрированного планирования цепи поставок
Интегрированное планирование, в рамках которого происходит синхронизация прогноза спроса, планов продаж и дистрибуции с контуром производственного планирования, обычно осуществляется на двух уровнях - на стратегическом и на тактическом.
На стратегическом уровне определяются долгосрочные приоритеты взаимодействия между партнерами по цепи поставок, которые распространяются на не один производственный цикл. При этом главными проблемами для разработки стратегии цепи поставок будут имеющаяся глубина ассортимента, снижение жизненного цикла продукции, возрастающие требования клиентов, необходимость горизонтальной интеграции цепочки поставок и глобализация экономики.
На тактическом уровне интегрированного планирования происходит распределение ресурсов ради максимального достижения целей, которые были сформулированы на стратегическом уровне. Тактическое планирование связано с составление планов в таких областях, как производство, дистрибуция, продажи, запасы материалов, транспортные операции, инновации и др.