Интегрированная логистическая поддержка - это деятельность разработчиков, собственников и иных субъектов по формированию системы технической эксплуатации изделия, которая обеспечивает его эффективное использование при приемлемой стоимости его жизненного цикла.
Понятие и сущность интегрированной логистической поддержки
В современной практике разработки, производства и эксплуатации сложной техники широкое распространение получило понятие «интегрированная логистическая поддержка». Это связано с возникновением потребности в создании интегрированной информационной среды для управления процессами на всех стадиях жизненного цикла технически сложных изделий.
Использование технологий интегрированной логистической поддержки в авиационной сфере формирует эффективную систему технической эксплуатации, которая предназначена для сокращения затрат на стадиях жизненного цикла при поддержании необходимого уровня летной годности, готовности и эксплуатационной технологичности воздушных судов и бортового оборудования. Внедрение интегрированной логистической поддержки сейчас актуально, поскольку в мире наблюдается взрывной рост применения цифровых методов проектирования и обеспечения эксплуатации авиационного транспорта. Это требует масштабного использования компьютерных моделей и мониторинга реальных характеристик авиационной техники на стадии ее эксплуатации.
Интегрированная логистическая поддержка представляет собой деятельность, которая осуществляется разработчиком изделия и (или) другими участниками его жизненного цикла. Эта деятельность заключается в формировании такой системы технической эксплуатации изделия, которая бы обеспечивала эффективное использование изделия при приемлемой стоимости его жизненного цикла.
Интегрированная логистическая поддержка в основном ставит перед указанными лицами следующие основные задачи:
- обеспечить информационную поддержку персонала по использованию техники в нормальных и аварийных ситуациях;
- обеспечить персонал электронной эксплуатационной документацией в удобной форме;
- обучить и тренировать персонал;
- организовать сбор фактических данных об эксплуатации изделий в целях их дальнейшей модернизации;
- осуществлять мониторинг технического состояния изделий;
- составлять и реализовывать планы обслуживания и ремонта техники с учетом ее фактического состояния;
- составлять и реализовывать планы материально-технического обеспечения, управления запасами, заказом запасных частей и расходных материалов;
- оценивать стоимость жизненного цикла изделия и анализировать эффективность его эксплуатации;
- анализировать логистическую поддержку с формированием базы данных и др.
Общие сведения о наземной технике аэропортов
Высокоэффективное функционирование аэропортов обеспечивается за счет привлечения и эксплуатации специальной наземной техники. В конечном итоге вся задействованная техника направлена на обеспечения полета самолетов (их взлета, посадки, стоянки). В связи с этим на взлетно-посадочных полосах и в ангарах аэропорта можно найти большое число различной техники, которая обеспечивает высокую скорость обслуживания самолетов и, самое главное, безопасный полет для пассажиров.
Например, во время снегопада, а также после него практически без остановки на взлетно-посадочной полосе работает снегоуборочная техника. Для уборки больших массивов снега используется машина-шнекоротор.
Чтобы не допустить замерзания подвижных элементов фюзеляжа самолетов, в аэропортах проводится их противообледенительная обработка, для чего используется такая машина, как деайсер. Она наносит на фюзеляж специальную противообледенительную жидкость на спиртовой основе.
Стоит отметить, что за работу деайсера в настоящее время отвечает пять различных встроенных компьютерных систем. Так, его ультразвуковые радары контролируют расстояние до фюзеляжа и в критический момент останавливают штангу с форсункой.
Круглогодичное обеспечение идеального состояния взлетно-посадочной полосы выполняется за счет автомобильного транспортного средства, которое сочетает в себе функции мойщика, полотера и подметальщика.
В настоящее время обязательным техническим элементом международного аэропорта является аэродромный тягач. Он используется для буксировки самолетов весом в 60 тонн и больше.
В аэропорту всегда в боевой готовности находится пожарная техника, что продиктовано требованиями безопасности.
Топливо заливается в самолет при помощи специальных автомобилей — топливозаправщики. Их топливные цистерны рассчитаны на десять и более тысяч литров, а установленные автоматизированные системы обеспечивают точную дозировку заливаемого топлива.
Сейчас постепенно происходит переход большинства аэропортов к использованию специальных телетрапов. Речь идет про оборудованные коридоры, которые позволяют пассажирам сразу попадать из терминала на борт самолета минуя улицу.
Если подать самолет к телетрапу невозможно, то пассажиры доставляются из терминала к самолету при помощи специальных автобусов, которые называются перонными. В большинстве случаев они представляют собой низкопольные автобусы, которые характеризуются повышенной вместимостью (100 пассажиров и больше). Для доставки пассажиров непосредственно в салон самолета используются различные виды самоходных трапов.
Описанная выше наземная техника аэропортов используется в настоящее время посредством обеспечения ее интегрированной логистической поддержки. Она проявляется в создании специализированных аппаратно-программных средств (прежде всего, в виде переносных комплексов, установленных непосредственно на технике), в практической реализации CALS (ИПИ)-технологий, в работе уполномоченных диспетчерских служб и т. д.