Девятый международный транспортный коридор (МТК № 9) - это высокотехнологическая транспортная система, которая проложена между Финляндией и Грецией и входит в структуру общеевропейской системы транспортных коридоров.
Основные сведения о панъевропейском транспортном коридоре
В 1990-е гг. проходило несколько панъевропейских конференций по транспорту. Инициаторами конференций были Европейский Союз и Европейский парламент. По завершению этих конференций были приняты решения о создании в Центральной и Восточной Европе панъевропейского транспортного коридора. Он представляет собой транспортную систему железных, автомобильных и других видов дорог, которые функционируют в определенном направлении и принимают участие в перевозке конкретного груза.
На данный момент панъевропейский транспортный коридор, который воспринимается как один из элементов, обеспечивающих связь и общеевропейское единство, включает в себя сеть из десяти международных транспортных коридоров. Они называются критскими коридорами или хельсинкскими коридорами, поскольку панъевропейская конференция по транспорту в 1994 году проходила на Крите, а в 1997 году - в Хельсинки. Для России большое значение имеют первый, второй и девятый международные транспортные коридоры, поскольку они пролегают по территории нашей страны.
Описание девятого международного транспортного коридора
Девятый международный транспортный коридор (сокращенно - МТК № 9) имеет протяженность 3400 километров. Этот коридор пролегает с севера на юг и соединяет Финляндию и Грецию. Коридор проходит через следующие города: Хельсинки (Финляндия), Выборг, Санкт-Петербург, Псков, Москва, Калининград (все - Россия), Киев, Любашёвка/Раздельная (все - Украина), Кишинёв (Молдова), Бухарест (Румыния), Димитровград (Болгария), Александруполис (Греция).
Девятый международный транспортный коридор состоит из следующих направлений:
- Главное направление: Санкт-Петербург — Москва — Киев;
- Ветвь A: Клайпеда — Вильнюс (все - Литва) — Минск — Гомель (все - Беларусь);
- Ветвь B: Калининград — Вильнюс — Минск — Гомель;
- Ветвь C: Любашёвка — Раздельная — Одесса (все - Украина).
Таким образом, девятый международный транспортный коридор охватывает девять стран Восточной Европы, пять из которых входят в состав Европейского Союза.
Значение девятого международного транспортного коридора
Важность девятого международного транспортного коридора вызвана тем фактом, что для развития мировой экономики необходима интеграция Российской Федерации в единое Евроазиатское транспортное пространство. По прогнозам Организации Экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), ожидаемый устойчивый рост экономического развития вызовет увеличение производства и потребления такой продукции, как нефть и нефтепродукты, сжиженные природные и нефтяные газы, уголь, железная руда, лес, минеральные удобрения, машины и технологическое оборудование, товары продовольствия и повседневного спроса.
Следовательно, неминуемым окажется рост объемов транспортных перевозок. Особенно, грузоперевозок - из России и через ее территорию, поскольку она и близлежащие страны богаты причисленными и необходимыми природными ресурсами.
Органы государственной власти Российской Федерации также отмечают большое значение, которое играет девятый международный транспортный коридор в экономической и общественной жизни современного общества. Поэтому в ближайшие годы предполагается выполнение работ по продлению данного интермодального транспортного коридора, который в конечном итоге охватит территорию 14 субъектов РФ.
Ожидается, что конечными пунктами девятого международного транспортного коридора на территории России на Севере будут порты Балтийского моря, а именно - Санкт-Петербург, Выборг, в дальнейшем и Усть-Луга, а также сухопутные пограничные переходы между Россией и Финляндией. Конечными пунктами на Западе будут являться пограничные переходы в Псковской области с Белоруссией и в Брянской области с Украиной. На Юге конечные пункты - это черноморские и азовские порты: Новороссийск, Туапсе, Темрюк, Ейск, Ростов-на-Дону, Таганрог, Азов, а также расположенная на побережье Каспийского моря Астрахань.
Развитие девятого международного транспортного коридора
В течение последних двух десятилетий по обе стороны границы Европейского Союза велась непрерывная работа по развитию девятого международного транспортного коридора, что свидетельствует о долгосрочной приверженности правительств проекту. Экономическая активность как в России, так и в Финляндии в основном сосредоточена вблизи этого транспортного коридора, поэтому очевидно, что инвестиции в транспорт, которые обеспечивают бесперебойное движение грузов, способствовали экономическому развитию региона.
Девятый международный транспортный коридор также является важным транзитным маршрутом между материковой частью Европейского Союза и Российской Федерацией.
Проекты Северного участка девятого коридора включают создание скоростного железнодорожного сообщения между Хельсинки и Санкт-Петербургом и строительство кольцевой дороги вокруг Санкт-Петербурга. Самые дальние продолжения Северного участка Коридора IX включают Транссибирскую железнодорожную магистраль, сообщение с Казахстаном и новый ветвь коридора "Север-Юг" в Иран и Индию, над которым ведутся интенсивные работы.
С эксплуатацией этого коридора связана реализация проекта "ЕвроРоссия". Он направлен на создание лучших условий для производства, инвестиций и сотрудничества для европейских компаний в России. Еще один актуальный проект - "RailCom" направлен на электронный обмен всей информацией о путевых листах между Финскими и Российскими железными дорогами с использованием единого стандарта EDIFACT.