Логика и язык
Введение в логику – это основополагающие сведения о науке, связанной с правильностью мышления.
С языком мы сталкиваемся настолько часто, что воспринимаем его как нечто привычное и само собой разумеющееся. Настоящее яблоко может быть сладким и сочным, но слово «яблоко» не сладкое и не сочное, слово «сладость» - не сладкое, слово «сочность» - не сочное. На уровне слов и предложений происходит удвоение предметов и явлений реального мира. Часто операции с реальными объектами замещаются операциями со словами и предложениями. Это наш способ представления и хранения знаний о мире, позволяющий использовать их в практической деятельности. Чтобы все эти механизмы работали, существует наука, занимающаяся изучением правильного использования языка в познавательной деятельности – логика.
Люди могут рассуждать и без специального изучения логики. Если деятельность человека ограничивается непосредственным чувственным опытом, он вполне успешно будет рассуждать на бытовом уровне, ссылаясь на свой личный опыт при необходимости что-то аргументировать или кому-то объяснить. Но чем сильнее деятельность отдаляется от непосредственного опыта, тем больше потребность в применении других критериев оценки правильности мышления.
Язык реализует несколько функций:
- коммуникативную (язык как средство общения). Мы не умеем читать чужие мысли, для обмена ими нужен язык. Коммуникация – это не только непосредственно устное общение, но и письменное, и предполагающее использование технических устройств – телефона, электронной почты, мессенджеров. Необходимое условие успешной коммуникации – использование ее участниками одного языка. Язык как средство коммуникации имеет большую связующую силу. В историческом разрезе именно благодаря такому связыванию облегчилась совместная деятельность групп людей, что привело к формированию государств;
- информационную (как средство накопления и хранения знаний). Если, по нашему мнению, мысль достойна быть передана другим людям, мы можем сохранить ее в виде публикации, статьи, книги. Обычная коммуникация предполагает недолгое существование мысли, а письменные источники позволяют сохранять информацию на протяжении длительного времени. Большую часть знаний, которыми мы владеем, мы получили от предыдущих поколений – из книг и других долговременных носителей информации;
- познавательную. Когда мы рассуждаем об объектах мысли с помощью языка, происходит преобразование окружающего мира в мыслимый. Сначала конструируется новое содержание сознания, а потом, если оно прошло проверку по определенным критерием, оно реализуется в окружающей действительности. Различают чувственную и рациональную ступени познания. На чувственной ступени основным источником получения информации выступают органы чувств, а на рациональной (вербальной, интеллектуальной) невозможно обойтись без языка. Именно рациональная ступень обеспечивает нам приобретение абстрактных, обобщенных знаний.
Возникновение логики как науки
Люди пользуются языком с древности. Без него невозможно вести совместную деятельность:
- экономическую,
- политическую,
- культурную,
- военную.
Любое развитие общества требует накопления специальных знаний в разных сферах и передачи их от одного поколения другому. Для этого нужно использовать язык, имеющий в своем составе регулярные формы. Создание нового знания осуществляется с помощью новых комбинаций языковых выражений, причем адресат коммуникации должен быть способен понять и применять это новое знание – для этого требуется, чтобы язык основывался на общеупотребительных регулярных формах.
В Древнем Вавилоне, Древнем Китае, Древнем Египте люди уже достаточно эффективно использовали язык, но еще не задумывались о том, какое использование языка является правильным. Правильность мышления и использования языковых средств еще не стала самостоятельным предметом исследования – это произошло позже, когда люди задались вопросом о характере отношения мыслей с окружающей реальностью.
Чувственное восприятие часто обманывает. Например, если опустить в воду прямую палку, покажется, как будто она сломана. Предметы на отдалении кажутся маленькими, а вблизи – большими. Предпосылкой возникновения логики стало желание понять, каков же мир на самом деле. Две с половиной тысячи лет назад появилась идея, что все многообразие окружающего мира объясняется небольшим набором принципов.
Парменид из Элеи утверждал, что лишь умопостигаемое бытие, а не данные органов чувств, обладает действительной реальностью. С этого момента любое положение нужно было не просто утверждать, а аргументировать; доказывать, не полагаясь на обманчивые свидетельства органов чувств. При этом выводы, полученные в строгих рассуждениях, должны быть приняты, даже если они кажутся абсурдными и противоречат чувственному опыту.
Признание роли рассуждений в познавательной деятельности повлекло за собой ряд проблем. Расхождения между результатами рассуждений и реальным чувственным опытом было зафиксировано в апориях и парадоксам.
Важным стимулом для развития логики стала практическая потребность древних греков в искусном использовании языка. Дело в том, что свободные граждане принимали активное участие в политической жизни:
- проводили народные собрания,
- выступали в публичных дискуссиях,
- отстаивали свою правоту в судах.
Итак, можно сформулировать важные признаки логики как науки:
- логика находится в неразрывной связи с языком, поскольку язык необходим для передачи мыслей окружающим,
- логика ориентирована на обеспечение адекватности оформленных в языке мыслей окружающей действительности (т.е. направлена на познавательную интеллектуальную деятельность);
- логика не только постфактум производит оценку использования языка с указанием на ошибки, а направляет в ходе этой деятельности. Это значит, что логика – нормативная наука, дающая гарантии получения правильного результата при оперировании выражениями по установленным законам.