Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Теория понятий

Понятие как форма мышления

Определение 1

Теория понятий – это раздел логики, надстройка над математикой, которая обеспечивает формализацию постановки математических задач.

Окружающий мир отличается разнообразием, в основе которого лежит существование множества материальных предметов, отличающихся от других свойствами и образующих связи между собой. Чтобы познать природу этих предметов, выявить их сущность и в дальнейшем оперировать полученными знаниями, нужны мыслительные образы, которые бы заменили конкретные объективные предметы и выступили в роли средства преобразования действительности и развития мышления. Понятия являются одним из таких средств.

В объективном мире понятия не существуют – они формируются исключительно в человеческом сознании, чтобы заменить объективные предметы и процессы на логический образ. Это позволяет сделать более емким и насыщенным как естественный язык общения, так и язык науки, обеспечить передачу и фиксацию знаний с помощью минимального количества знаковых средств.

Многие парадоксы, противоречия, проблемы и заблуждения связаны с тем, что понятия некорректно используются или неправильно определяются, например:

  • в логике Аристотеля противопоставляются понятия общности и единичности, которые на самом деле несопоставимы;
  • в метаматематике семантические ошибки вызываются неразличением понятий правильности и истинности;
  • в математике часто смешиваются понятия совокупности и множества, неопределенности и неоднозначности.

Все перечисленные проблемы имеют понятийный характер. Механизмы определения, преобразования и использования понятий одинаковы в любой сфере – неважно, идет ли речь о бытовом общении, философии или физике. Понятийные методы обуславливаются собственной спецификой, а не прикладной областью. Понятия – это предмет теории понятий.

Сталкиваясь с действительностью, человек имеет дело не со скоплением одинаковых предметов, а со множеством:

  • предметов,
  • процессов,
  • явлений,

обладающих разными свойствами.

Предмет может характеризоваться:

  • свойствами,
  • чертами,
  • состояниями,
  • отношениями.
«Теория понятий» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Все они позволяют распознать его, выделить, отличить от других предметов – иными словами, составляют признаки предмета.

Определение 2

Под признаками предметов понимают то, в чем предметы сходны или различны.

В признаки включаются не только те свойства, которые принадлежат предмету. Отсутствие свойства (состояния, отношения) тоже может выступать в роли признака.

У каждого предмета есть множество признаков.

Существенными признаками называют те, которые необходимо принадлежат предмету, выражают его сущность, внутреннюю природу.

Несущественными признаками называют те, которые не выражают сущность предмета, могут принадлежать ему, а могут не принадлежать.

Разделение признаков на существенные и несущественные носит условных характер. В разных условиях, а также по мере развития познания о предмете признак может перейти из одной категории в другую. В процессе мышления человек выделяет для предмета наиболее характерные в каком-то отношении признаки и фиксирует их в понятии. По отдельности существенные признаки необходимы, а в совокупности достаточны для того, чтобы выделить предмет из окружающей предметной среды.

Определение 3

Понятием называют логическую мысль о предмете, отражающую предмет через один или несколько существенных признаков.

Чтобы образовать понятие, нужно вычленить существенные признаки предмета. Чувственного восприятия здесь недостаточно, требуется применение логических (мыслительных) приемов:

  • анализа,
  • синтеза,
  • сравнения,
  • абстрагирования,
  • обобщения и т.д.

Модель понятия

Определение 4

Понятие – это именованное множество сущностей, объединенных на основе общности признаков.

Понятие обладает именем.

Имя (знаковое представление понятия) – это языковая единица, отражающая в семантическом плане некоторый смысл, а в синтаксическом плане – некоторую конкретную сущность.

Понятие задается тремя ключевыми компонентами:

  • схемой понятия, т.е. набором признаков, на которых строится понятие. Здесь признаки рассматриваются как элементарные понятия, лежащие в основе определения схемы. Признаки могут быть составными, образованными из более простых понятий. Поэтому говорят, что в общем случае понятие может быть определено как именованное множество других понятий, обладающих подсхемой, принадлежащей схеме образуемого понятия;
  • интенсионалом (содержанием понятия), т.е. набором значений связанных признаков, которые позволяют отличить сущность, принадлежащую понятия, от остальных сущностей предметной области. Таким образом, интенсионал понятия обеспечивает задание того смысла, который вкладывают в понятие;
  • экстенсионалом (объемом понятия), т.е. множеством сущностей, которые принадлежат понятию.

В современной лингвистике и семиотике «знак» рассматривается как термин, который обеспечивает связь между «понятием» и его «значением».

Определение 5

Знак – это условный объект (воспринимаемый с помощью органов чувств предмет, явление или действие), который при определенных условиях представляет некоторое смысловое значение, указывающее, обозначающее или представляющее другой предмет, явление, действие или абстрактное понятие.

Содержание знака раскрывается в модели «треугольник Фреге».

Треугольник Фреге. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Треугольник Фреге. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Вершина «значение» (то, что обозначается) – это единичная сущность, которую обозначает знак-имя (десигнат), или класс сущностей, который обозначает общий для них знак-понятие (денотат, метазнак). Смысл знака соответствует определенному мысленному содержанию, которое возникает у интерпретатора в результате восприятия знака.

Схема может быть дополнена еще двумя вершинами, связанными между собой и со знаком – синтаксисом и прагматикой. Это позволяет представлять знак по-разному, в зависимости от того, какую прагматику он выражает. В таком случае знак раскрывается через синтаксис (способ кодирования или выражения знака), значение-десигнат или денотат, семантику (связь между формой и смыслом знака) и прагматику – связанные со знаком действия.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 26.11.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot