Общая характеристика семантического анализа интенсиональных контекстов в поздней схоластике
Семантический анализ интенсиональных контекстов в поздней схоластике – это подход к формализации некоторых логических выражений, которые отражают то, как мы мыслим об объектах или событиях, реализуемый в средневековой европейской философии, представляющей собой синтез философии Аристотеля и христианского (католического) богословия.
Семантический анализ интенсиональных контекстов в поздней схоластике - сложная тема, требующая глубокого понимания как философии, так и языка.
Поздняя схоластика - это период интенсивного интеллектуального поиска, который пришелся на конец средневекового и начало современного периодов и характеризовался новым вниманием к логике и метафизике. Одной из ключевых особенностей поздней схоластики была разработка сложной теории интенциональности, которая пыталась объяснить, как значения передаются через язык. По своей сути, интенсиональность относится к тому, как язык передает значение, выходящее за рамки простого обозначения слов. Другими словами, интенсиональность связана с тем, как слова и фразы используются для выражения:
- идей,
- концепций,
- эмоций.
Изучение интенсиональности в поздней схоластике предполагало тщательный анализ различных способов использования языка для передачи смысла и требовало от ученых глубокого понимания глубинных структур и механизмов языка. Одним из ключевых понятий, возникших при изучении интенсиональности в поздней схоластике, стало понятие интенсиональных контекстов.
Интенциональный (интенсиональный) контекст - это лингвистическая структура, которая передает значение, выходящее за рамки простого обозначения слов.
Например, фраза «Джон считает, что Мэри счастлива» является интенсиональным контекстом, поскольку она передает не только факт, что Мэри счастлива, но и убеждение Джона в том, что Мэри счастлива.
Интенциональные контексты - важная часть языка, и они играют решающую роль в нашей способности передавать сложные идеи и концепции.
Изучение интенсиональных контекстов в поздней схоластике было тесно связано с развитием логики и метафизики. Ученые этого периода были заинтересованы в понимании глубинных структур и механизмов языка, и они считали, что глубокое понимание интенсиональности имеет решающее значение для решения этой задачи. Они разработали сложную теорию интенсиональности, которая включала в себя множество различных концепций и методов, в том числе:
- модальную логику,
- семантику возможных миров,
- формальную семантику.
Семантический анализ интенсиональных контекстов в поздней схоластике был связан с развитием теории модальностей, которая стала основой для современной модальной логики. Основным инструментом для анализа таких контекстов стало понятие «суппозиции» (лат. suppositio).
Суппозиция - это способность слова или выражения выступать в качестве указателя на объект или понятие.
В контексте модальной логики, суппозиция позволяет определить, какой смысл имеет модальный оператор в данном выражении. Например, выражение «необходимо, чтобы Петр был добр» может иметь различные смысловые варианты в зависимости от того, какой объект или понятие выступает в роли субъекта модального оператора. Суппозиция также позволяет определить, какие выражения входят в предикатную зону модального оператора, то есть какие выражения подвергаются модальной оценке. Это важно для правильного понимания смысла выражения и его логической структуры.
Истина интенционального образа в поздней схоластике
Рассматривая функции понятий как формальных знаков, обычно подразумеваются акты интеллектуального постижения как единственная реальность. При этом понятия выступают одновременно в нескольких аспектах:
- как цельные формальные схватывания положения дел, ситуации, вещи;
- как единицы ментального языка – подобные схватывания, артикулированные в значениях ментальных предложений и терминов.
Исторически указанные аспекты выражают две разные стадии понимания природы интеллектуальных актов. Еще в эпоху классической античности был замечен их образный характер, а тезис о лингвистической природе утвердился только в XIV веке. К XVII веку противопоставление между этими аспектами было снято, но они не начали сливаться воедино.
Для интеллектуального акта функционирование в качестве образа реальности подразумевает следующее:
- репрезентирование реальности интеллекту,
- репрезентирование реальности такой, какая она есть.
Приведенные положения характеризуют отражательную сторону ментальных актов, чистый результат – независимо от того, получен ли он при простом схватывании вещи или в результате длинной цепочки рассуждений. Интенциональный образ производится вследствие активного действия познающей души, а сам производимый образ характеризуется формальной пассивностью. В любой из моментов своего существования он может рассматриваться как некая завершенность, момент фиксации, остановки.
Любой формальный знак – суждение или просто постижение – в качестве образа предъявляет целостную картинку, моментальный снимок того, о чем мыслит человек. Это картинка определенного события, ситуации, сущности. В таком качестве интеллектуальные акты предстают нелингвистическими образованиями. Их истолкование предполагает чисто иконическое понимание сходства. Более того, само по себе обладание ментальным образом – не гарантия понимания этого образа. Напротив, функционирование в качестве единицы ментального языка предусматривает активное формирование мысли, выстраивание смысла, определение отношений с миром окружающей действительности.
В начале Нового времени жизненная позиция homo scholasticus претерпела существенные трансформации под действием изменения жизненной ситуации, и именно активная сторона ментальной деятельности приобрела ключевую роль для исследующей ее мысли. Неудивительна в этом контексте более подробная проработка темы ментального языка по сравнению с темой интенционального отображения в курсах XVII века.