Теория доказательства – идеальная модель аргументации
Основные модели аргументации – это методологические подходы к убеждению, позволяющие рационально обосновать какие-либо утверждения с помощью других утверждений.
Логика занимается не только анализом суждений, но и способами вывода из этих суждений. Теория доказательства является необходимой составной частью теории аргументации. Если аргументация построена правильно, в ней обосновываются утверждения об истинности или ложности положений на основе уже известных положений. При этом пользуются методами и процедурами логики.
Обоснования высказываний бывают:
- полными,
- частичными.
Доказательство – это полное обоснование истинности высказывания.
Опровержение – это полное обоснование ложности высказывания.
Подтверждение – это частичное обоснование истинности высказывания.
Критика – это частичное обоснование ложности высказывания.
При частичном обосновании истинность (ложность) подтверждается с определенной вероятностью, при полном – с равной единице вероятностью.
Опровержение представляет собой процесс, симметричный доказательству. В соответствии с законом исключенного третьего, истинным может быть только одно высказывание из пары А и не-А. Поэтому доказательство А одновременно может рассматриваться как опровержение не-А. Поэтому доказательство и опровержение имеют одинаковую структуру, подчиняются одним правилам.
В структуре доказательств выделяют три элемента:
- тезис – высказывание, истинность (ложность) которого обосновывают,
- аргументы (доводы) – высказывания, с помощью которых доказывают тезис,
- демонстрация (логическая связь, форма доказательства) – способ, которым обосновывают тезис на базе аргументов.
Поле аргументации – это совокупность высказываний, признанных приемлемыми для конкретной аудитории в качестве истинных (для подтверждения – правдоподобных), и используемых средств логики.
Доказательства по форме делятся на:
- прямые (когда истинность тезиса непосредственно выводят из истинности доводов),
- косвенные (когда опровергаются некоторые другие высказывания – дополнительные, несовместимые с тезисом).
Логические правила, которым подчиняются доказательства и опровержения, делятся на три группы:
Правила тезиса:
- ясность тезиса (он должен быть сформулирован ясно, точно, без двусмысленностей),
- постоянство тезиса (он не должен меняться на протяжении доказательства – по крайней мере, без отдельных оговорок).
Правила аргументов:
- истинность доводов (оно должны быть истинными),
- достаточность доводов (они должны быть достаточным основанием для того, чтобы признать истинность тезиса),
- независимость доводов (их истинность должна быть обоснована независимо от истинности доказываемого тезиса),
- непротиворечивость доводов (они не должны противоречить друг другу).
Правила демонстрации.
Коммуникативная модель аргументации
Стандартное логическое определение доказательства базируется на понятии истины: чтобы доказать тезис, нужно вывести его логически из других истинных суждений. Но в жизни при аргументации могут использоваться предложения, не имеющие истинностной оценки:
- вопросы,
- советы,
- просьбы,
- обещания и т. д.
Это позволяет построить более широкую модель аргументации, в которой жесткие требования, предъявляемые к дедуктивным доказательствам, смягчаются. При этом сохраняются требования к четко выраженной структуре и правилам обоснования.
При логическом моделировании аргументации порождается множество моделей разной степени формализации. Задача логического моделирования – построение правильной системы зависимости тезиса от аргументов. Кроме того, должны учитываться содержательные (смысловые) связи, а также прагматические аспекты:
- ориентация на адресата,
- обеспечение понятности и приемлемости доводов и процедуры вывода.
Аргументация как процесс коммуникации объединяет разные способы и уровни рассуждения: от логико-математического доказательства («формальных рассуждений») до обыденных рассуждений («естественных рассуждений»). В формальных рассуждениях роль субъекта минимальна, а при естественных важны прагматические факторы.
Коммуникация с аргументацией воплощается в разных формах:
- защита диссертации или проекта,
- научный спор,
- бытовой спор.
В подобных коммуникативных ситуациях выделяют компоненты:
- автор сообщения,
- получатель сообщения,
- сообщение,
- обратная связь между автором и получателем.
Так формируется базовая модель аргументации, включающая коммуникативную сторону. В рамках этой модели можно рассмотреть следующую структуру:
- Субъект-субъектное отношение (отношение между аргументатором и реципиентом).
- Предмет аргументации (тема, спорное положение, содержание обсуждаемой информации).
Логическая структура (совпадающая со структурой доказательства):
- тезисы сторон,
- доводы,
- демонстрация.
Правила регулирования (методики, тактики, регламенты).
Аргументация характеризуется диалогичностью, поэтому при выборе средств обоснования необходимо ориентироваться на собеседника (его коммуникативные способности) и предмет обсуждения. Аргументация в коммуникативных взаимодействиях отличается моментом поиска: тезис может не задаваться заранее, определяться в процессе общения. В ходе аргументации выдвигают гипотезы, отбрасывают неудачные шаги, критически пересматривают доводы. Коммуникативная модель аргументации учитывает возможные сбои:
- неточную интерпретацию,
- искаженное восприятие,
- неточное выражение мыслей языковыми средствами.
В аргументации смягчаются правила, сформулированные по отношению к тезису, аргументам и демонстрации в доказательстве, вводятся новые требования, учитывающие интересы участников коммуникации.
В качестве способов демонстрации в аргументации могут быть использованы:
- различные виды логик: классическая, неклассическая;
- различные типы выводов: недедуктивные (индуктивные, по аналогии).
Использование разных типов логик позволяет вовлечь в аргументацию новые типы контекстов (контексты знания, мнения и др.).