Общая характеристика логических основ политической аргументации
Логические основы политической аргументации – это базис для приведения логических доводов, направленных на доказывание истинности или опровержение каких-либо положений выдвинутого тезиса.
Политическая аргументация основана на логических принципах и правилах, которые помогают структурировать и обосновывать политические утверждения. Вот некоторые из основных логических принципов, которые применяются в политической аргументации:
- Логические связи: каждое утверждение должно иметь логическую связь с другими утверждениями, чтобы создать последовательное и целостное политическое аргументирование. Например, если вы делаете утверждение о необходимости повышения налогов, вам следует объяснить, как это связано с финансовыми потребностями государства или справедливостью в распределении богатства.
- Доказательства и факты: политическая аргументация должна быть подкреплена доказательствами и фактами. При представлении аргумента важно использовать достоверные и проверенные источники информации, чтобы подтвердить свои утверждения. Например, если вы утверждаете, что изменение климата является глобальной проблемой, можно ссылаться на научные исследования и данные, чтобы подтвердить это утверждение.
- Логические ошибки: в политической аргументации важно избегать логических ошибок, которые могут недостаточно обосновывать утверждение. Некоторые распространенные логические ошибки включают ложное сопоставление, когда сравниваются несравнимые ситуации или явления, и аргумент из авторитета, когда используется авторитетное мнение без достаточных доказательств. Избегайте таких ошибок, чтобы ваша аргументация была более убедительной.
- Логические структуры: хорошая политическая аргументация должна иметь четкую и структурированную логическую форму. Обычно они строятся на основе основных логических структур, таких как модус поненс (если А, то В; А, следовательно, В) или аргумент из причины и следствия (Если А причина, то В является следствием; В является следствием, следовательно, А причина).
- Рациональность и справедливость: в политической аргументации важно стремиться к рациональности и справедливости. Аргументы должны быть основаны на логике и общепринятых моральных и этических принципах. Например, если вы аргументируете за введение новых законов о правах человека, можно ссылаться на универсальные принципы равенства и свободы. Эти логические принципы помогают создать сильную и убедительную политическую аргументацию, которая может влиять на мнения и взгляды других людей.
Политическая риторика
В политическом контексте принципиальное значение имеет не только информация, которая говорится, но и способ ее подачи и цель озвучивания. Значимой частью политической реальности, а не вторичным элементом по отношению к онтологическим составляющим политики выступают такие аспекты:
- выбранные аргументы,
- стиль убеждения.
Формирование символического пространства политики происходит по схеме спонтанного неконвенционального социального взаимодействия, порождающего конвенциальные устойчивые модели отношений. Такие модели не тождественны процессу политической символизации, поскольку в противном случае понимание возникновения новых политических качеств блокируется.
В процессе политической символизации предметом разговора служит не то, что не может быть выражено, а ассоциации (количество которых не является предопределенным), которые вызываются изначальными идеями или явлениями как источником символизации. Дефицит адекватного логике конкретного смысла приводит к выходу означаемого за рамки означающего в толкованиях участников процесса.
В современной терминологии интуитивность или несказуемость символов концептуализируется как множественность смыслов коммуникации с необеспеченной заранее конвенциональностью. Именно в этом и состоит сущность процесса политической символизации. При восприятии символа происходит проявление его косвенного смысла, что обеспечивает непредзаданный и непредсказуемый символический эффект.
Развертывание политических символов происходит от суждения к суждению, а не от значения к значению. Актуальная речевая ситуация – обязательный контекст их возникновения. При этом такую речевую ситуацию нельзя отождествлять с дискурсом. Образование политических символов происходит не из связи знаков и предметов как обозначений, а из связи между:
- говорящим (показывающим, пишущим);
- слушающим (смотрящим, читающим).
В первом случае приоритетно значение (принимаемый бюджет, победа партии на выборах, последствия заключаемого соглашения), во втором – коммуникация, чреватая возможностью коллективного самосознания.
Ключевая роль отводится контексту коммуникации (косвенному толкованию), а не значимости собственно логических доводов. Только кажется, что они имеют первоочередное значение. При символическом толковании (восприятие-воздействие) исследователю нужно реализовать подход, немыслимый с точки зрения логического позитивизма, но необходимый для понимания контекста – противопоставить знаки и предметы, означаемые ими, на функциональном уровне, при этом не противопоставляя их на субстанциональном уровне. Именно функциональное противопоставление выражает знаменитая пропагандистская формула Геббельса: «Чем чудовищнее ложь, тем скорее в нее поверят».
Знаки в политике имеют только прямой смысл, в то время как символическая реальность политики предполагает наличие смысла косвенного, причем последний, как правило, преобладает в процессе символизации. Для политического контекста риторика представляет не совокупность знаков, а целенаправленное действие, цель которого — убедить участников коммуникации. На первый план выходит не правильность и даже не привлекательность политического речевого послания, а его уместность.