Язык как репрезентант мышления
Логические и лингвистические проблемы репрезентации – это проблемы, связанные с тем, как информация представляется и обрабатывается в виде языка.
Для человека как субъекта практической и познавательной деятельности речь предстает в роли социокультурного явления. Человек изучает один или несколько языков, а затем использует их:
- для обозначения предметов,
- для общения,
- для передачи информации,
- для выражения своих мыслей в речевых актах;
- для усвоения знания.
Одной из главных функций языка является представление и материализация мыслительных процессов. Функция репрезентации мышления на конкретном языке предполагает, что с помощью языка как знаковой системы происходит отражение, фиксация, изображение мыслительного процесса и его результата – мнения.
Репрезентация человеческого мышления на конкретном языке определяется через совокупность отношений:
- «объективная действительность – мышление – язык». В таком контексте речь репрезентирует отражение действительности в мышлении. Сам процесс отражения может быть точным или неточным, адекватным или неадекватным;
- «мышление – язык». Речь обеспечивает репрезентацию особенностей человеческой мыслительной деятельности, обнаруживая для субъекта мышления и окружающих сферу функциональных способностей мышления: аналитической, познавательной, прогностической, эвристической и т.д. Взаимоотношения между мышлением и языком представляют собой сложную научную проблему, исследованием которой занимаются философы, лингвисты, логики;
- «объективная реальность – язык». В этом отношении речь репрезентирует образ мира, создаваемый человеком не только с помощью мышления, но и воображением. Язык выступает в роли картины мира. Таким образом, этот образ оставляет место не только для реального, но и для желаемого, возможного мира.
Логические и лингвистические проблемы репрезентации относятся к проблемам, связанным с представлением информации. Они связаны с использованием языка для представления идей, сложных концепций, а также с представлением этих идей и концепций в удобном для понимания формате.
Логические проблемы репрезентации могут включать в себя следующие вопросы:
- Как удобно и логично представлять данную информацию?
- Как соотносятся различные элементы?
- Как сделать информацию доступной, удобной для понимания?
Лингвистические проблемы репрезентации также могут включать в себя следующие вопросы:
- Какое языковое средство (слово, фраза, условное обозначение) следует использовать?
- Какое языковое средство (слово, фраза, условное обозначение) является самым удобным?
Логические основы репрезентации
Мыслительная деятельность конкретных людей с помощью языка репрезентуется в рассуждениях. В историческом аспекте общение посредством языка выражается в соображениях. Соображения могут рассматриваться как:
- умственно-речевые акты, осуществляемые субъектами теоретико-познавательной и практической деятельности;
- совокупность утверждений (высказываний), связанных по логической форме и содержанию;
- логически (рационально) построенные процедуры, ориентированные на объяснение и обоснование истинностной характеристики высказываний.
Рассуждения могут выражаться на естественных или искусственных языках. Они имеют семантический, синтаксический и прагматический аспекты.
Соображения исследуются лингвистикой, семиотикой, логикой и другими науками. Так, логику интересуют семантические, синтаксические и прагматические аспекты высказывания, лежащие в основе формальных и неформальных моделей рассуждения и методов определения истинностной характеристики рассуждений.
Специфика рассуждения состоит в том, что они реперезентируют внешнюю форму обнаружения мышления с помощью языка. Внутренняя мыслительная деятельность невидима для окружающих. Выявить, как мыслит человек, каковы его замыслы, можно только при представлении их на конкретном языке.
Под единицами мыслительной деятельности понимают элементы, использование которых обеспечивает движение мышления и создание более сложных рассуждений.
К единицам мышления относят языковые знаки, определяющие язык как средство мышления. Из них складываются единицы оперирования:
- образы (для образного мышления),
- имена (термины), концептом которых выступают понятия (для понятийного мышления),
- логические и математические символы и знаки (для формально-логического мышления),
- знаки-символы (для символического мышления) и т. д.
На основе логического анализа рассуждений, базирующихся на речевой репрезентации мышления, определяют:
- процесс мыслительной деятельности и его результаты. Категорирование процесса происходит с помощью понятий «задумка», «размышление», «аналитика», «интеррогатив», а результата – «мнение». Последовательно репрезентации мысли определяется так: формирование мысли – это процесс мышления, констатация истинности есть суждение, выражением суждения выступает утверждение;
- процесс речевой деятельности и его результаты. Категорирование процесса происходит с помощью понятий «речь», «разговор», «беседа», а результата – с помощью определенных языковых конструктов – слова, предложения, сообщения, а также речевых оборотов – тропов (образных выражений). Речь представляет собой вид человеческой деятельности и коммуникативный акт, осуществляемый с помощью языка в письменной или устной форме;
- грамматические и логические термины, олицетворяющие сферу вещания и сферу логического мышления;
- логическую форму высказывания (способ, которым осуществляется связь между структурными элементами высказывания независимо от того, какое оно имеет содержание) и грамматическую форму высказывания;
- истинность или ложность представленных определенным языком высказываний (суждений);
- отношение неадекватности между мышлением и языком, когда человек представляет мышление определенным языком.