Соотношение аргументации и доказательства
Аргументация – это приведение доводов, направленных на изменение убеждений или позиции другой стороны.
Основную задачу теории аргументации как методологии обоснованного убеждения можно сформулировать следующим образом: «Как сделать свое мнение обоснованным и убедить другого человека в нем?». Обоснование и убеждение – это не просто фундаментальные принципы аргументации; именно они определяют двойственность характера аргументации:
- с одной стороны, аргументация опирается на логическую методологию. Доказывание – обязательное условие реализации процессов выдвижения и защиты позиции в публичной дискуссии или научном исследовании;
- с другой стороны, в составе аргументации имеются психологические и риторические компоненты, связанные с принципиально коммуникативным характером доказывания, адресованностью обоснования аудитории или конкретному лицу.
На практике аргументирующий использует как строгие логические законы, так и эмоционально насыщенные яркие образы.
Логический аспект аргументации базируется на понятиях доказательства и обоснования. В строгом смысле, есть разница между доказательством и аргументацией. Доказательство (точнее, формальное доказательство) с точки зрения логики представляет собой метод (процесс) установления истины или обоснования истинности высказывания. Формальное доказательство – это цепочка умозаключений, которая выстраивается по четким правилам, гарантирующим получение из истинных посылок истинного заключения.
Аргументация по сравнению с формальным доказательством шире. Она всегда диалогична, в то время как доказательство монологично и безлично. В аргументации сочетаются:
- техника мышления (искусство логической организации мышления),
- техника убеждения (искусство согласования воли, мыслей и чувств собеседников).
В аргументации выделяют следующие аспекты:
- фактуальный, связанный с информацией об используемых в качестве аргументов фактах;
- риторический, связанный с формами и стилями эмоционального и речевого воздействия;
- аксиологический, связанный с ценностным подбором аргументов;
- этический, связанный с нравственной приемлемостью, дозволенностью аргументов;
- логический, связанный с последовательностью и взаимной непротиворечивостью аргументов, их организаций в логически приемлемые выводы, системностью;
- эстетический, связанный с искусством диалога как интеллектуальной игрой, художественным вкусом в общении.
Итак, аргументация обладает двойственной природой:
- содержательно-объективная сторона проявляется в доказательности,
- коммуникативно-субъективная сторона проявляется в убедительности.
Структура доказательства и аргументации
Доказательство – по сравнению с аргументацией – является более строгой процедурой, поэтому оно поддается более рациональному и жесткому регулированию. На первый взгляд, структура доказательства и аргументации совпадают, но есть одно принципиальное отличие: в аргументации в ход обоснования вводится личностное измерение. Именно этот пункт становится определяющим, коренным образом изменяющим цели, характер обоснования и предъявляемые к нему методологические требования.
Доказательство является безличным. Образцы и процедуры обоснования прошли проверку временем, а установленные критерии доказательности имеют статус общезначимости. Аргументация же принципиально ориентируется на собеседника (оппонента, аудиторию), что определяет выбор средств обоснования. На них влияет и предмет обсуждения, и коммуникативные способности собеседников.
Доказательство обладает трехчленной структурой:
- тезис (что доказывается),
- аргументы (на основании чего утверждается тезис),
- демонстрация (каким образом тезис выводится из аргументов).
Тезисом называют положение, истинность которого необходимо обосновать.
В математике доказанные тезисы называют теоремами. Словами, указывающими на тезис, могут служить: «итак», «таким образом», «что и требовалось доказать», «на основании вышесказанного приходим к выводу», «из этого следует, что», «значит», «следовательно» и т. д.
Аргументы – это положения, на основании которых производится доказательство тезиса.
В логике аргументы называют посылками (или допущениями), а в аргументации – доводами. Указателями на аргументы могут служить выражения: «поскольку», «так как», «потому что» и т.д.
Демонстрацией называют последовательную логику рассуждения, ведущую к тезису от аргументов.
С точки зрения логики, демонстрация – это цепочка высказываний, каждое звено которой должно непосредственно вытекать из предыдущих. Демонстрацию называют:
- доказательством (в специальном, узком смысле), если заключение следует из множества посылок, являющегося пустым;
- выводом, если множество посылок не пустое.
Нестрогие демонстрации допускают пропуски шагов и сокращения. Проводя логический анализ, цепочку рассуждений можно восстановить и тем самым проверить правильность демонстрации. Однако на практике из-за неопределенности, размытости, ассоциативности живой речи удается реконструировать и проверить только фрагменты рассуждений.
Шаги в демонстрации отмечаются логическими индикаторами – союзами или связками «и», «или», «неверно, что» - соответствующими конъюнкции, дизъюнкции и отрицанию. Особая роль в процессе вывода отводится импликации («если … то …»), соединяющей два высказывания, одно из которых должно иметь место при наличии другого. На самом деле, именно импликация придает рассуждению движение.
Доказательство представляет собой демонстрацию истинности некоторого тезиса на основе множества аргументов, истинность которых подтверждена.
Логические компоненты докзаательства могут быть дополнены лингвистическим компонентом – лексикой, или словарным, терминологическим запасом конкретной предметной области.