Термин «Мир художественного произведения» - это одно из базовых понятий литературоведческого анализа.
Изучение картины мира, закрепленной в художественном дискурсе, выступает одним из наиболее актуальных направлений литературоведения.
По мнению ученых, первые обобщённые представления о социокультурной реальности возникли у человека именно в художественной форме, поскольку именно художественная картина мира входит в картину мира личности как основной главный связующий компонент всех ее составляющих. Без художественной картины мира было бы невозможно составление панорамно-образного представления о мире, поскольку достижение подобной целостности, панорамности было бы невозможно без наглядности, а наглядность свойственна только художественным образам. Другими словами, только художественные образы обладают наглядностью, что делает их основанием для формирования панорамного видения картины мира в целом.
Художественная картина мира находит свое отражение как в целостной картине мира личности и нации, так и в мире художественных произведений, создаваемых авторами в рамках определенных национальных культур, национальных литератур. Важно добавить, что мир литературного произведения характеризуется определенностью, самостоятельностью и самоценностью, он выступает не только отражением особенностей мировосприятия личности, но и средством объективации когнитивных процессов.
Классификация художественных концептов
По своей сути, художественный мир литературного произведения представляет собой совокупность художественных концептов. В современной научной литературе выделяют следующие виды художественных концептов:
- Концепты непосредственно личностного отношения, в которых доминирует иррациональное, не поддающееся логике, рациональным объяснениям. К концептам данной группы можно отнести концепты чувств (вера, любовь, горе и пр.).
- Концепты, которые понимаются опосредовано, через социум, рамочные концепты, которые представляют собой процесс социальной оценки на основании принятых в обществе норм и требований поведения. Они, как правило, четко структурированы, их содержание формируется под влиянием исторического развития общества, выступает отображенным в художественном тексте средством регулирующих, нормирующих норм поведения личности на каждом отдельном этапе исторического развития общества. К указанным концептам можно отнести понятия долга, патриотизма и пр.
- Концепты-аксиологемы – появление указанных концептов обусловлено тем фактором, что концептуализации могут подвергаться не только смыслы, но и эмоционально-оценочные конструкты, образования. Аксиологемы представляют собой психоэмоциональные единицы восприятия, определяющие предсказуемость коннотаций, ассоциаций, составляющая «эмоциональной памяти», это своеобразные оценочные клише.
- Стандартизированные этнокультурные, этнообусловленные интерпретации. К данной группе можно отнести концептуализировавшиеся смысловые комплексы, номинации которых широко функционируют в литературно критическом, искусствоведческом дискурсе.
Сумма художественных концептов образует концепт сферу произведения, причем, можно выделить индивидуально-авторскую концептосферу, под которой понимается сумма художественных концептов, видоизменяющихся, варьирующих в произведениях одного автора, и универсальную концептосферу, в которой можно выделить и временной срез (художественная концептосфера русской, советской и т. д. литературы), и срез, учитывающий направление искусства (концептосфера реализма, постмодерна и пр.).
Признаки мира литературного произведения
Главными признаками мира литературного произведения являются следующие:
- Антропологичность и субъективность: мир литературного произведения всегда выражает отношения автора к социокультурной действительности.
- Философская основа: автор, создающий свою собственную реальность, мир художественного произведения, всегда придерживается определенных философских идей, которые неизменно находят свое отражение в художественной реальности в эксплицитной или имплицитной форме.
- Неизменное присутствие картины мира в мире произведений конкретного автора, ее постоянная реконструкция, воссоздание в процессе прочтения.
- Особая образность: мир литературного произведения основывается на системе художественных архетипов, на фундаментальных, универсальных образах, являющихся носителями художественного сознания. Художественные образы мира литературного произведения отличаются многозначностью, способны вызывать множественные ассоциации.
- Этическое, эстетическое, ценностное освещение социокультурной действительности.
- Единство единичного, индивидуально-авторского и универсального, национального и общечеловеческого: мир литературного произведения отражает общечеловеческое, универсальное при помощи категорий эстетики: комическое/ трагическое, прекрасное/ безобразное, возвышенное/ низменное, однако сознанием автора может быть охвачено только единичное, частное.
- Обусловленность историческими, национальными, социальными факторами.
- Историчность, преемственность, динамизм: авторская картина мира складывается в конкретных исторических условиях, она претерпевает изменения. Более того, как правило, новая картина не подменяет сформировавшуюся раннее, но обесценивает ее.
Таким образом, на основании проведенного анализа можно сделать вывод, что мир художественного произведения представляет собой неотъемлемую часть общей картины мира, главной характеристикой которой выступает наглядность. По своей сущности, художественный мир произведения представляет собой совокупность национальных концептов, в структуре которых закреплены представления общества и личности об эмоциях, чувствах, социально принятых и социально одобряемых номах и правилах поведения.