Критический реализм – это литературное направление, которое раскрывает обусловленность обстоятельств жизни человека от социальной среды.
Элементы сказки в романе «Принц и нищий»
Произведения американского писателя Марка Твена по-настоящему уникальны. Практически в каждом из них можно увидеть взаимодействие различных форм и жанров, взаимоотношения между письменной и устной словесностью, между историческими реалиями и романтическими нереалистическими жанрами, между фактом и вымыслом.
Сюжет произведения «Принц и нищий» в общих чертах напоминает сказку. Принц Эдуард захотел поменяться своей одеждой с маленьким бродягой, своим сверстником, Томом Кенти. Принц и нищий, удивительно похожие друг на друга, меняются поневоле и ролями. Так Эдуард под видом нищего оказывается среди бродяг со Двора Отбросов. Он испытывает побои, унижения, нищету, голод и все невзгоды, бывшие уделом Тома и сотен тысяч бродяг. Том, под видом принца, привыкает к дворцовой роскошной жизни и успевает ввести законы в защиту угнетенного, бесправного народа. В финале мистификация раскрывается. Наследный принц становится королем Эдуардом Шестым.
Влияние воспитания и среды на формирование характера ребенка, сказочное развитие этих проблем в образах Эдуарда и Тома, а также хеппи-энд роднит роман с жанром сказки, но сказки, основанной на реальных событиях. Однако все-таки сказка чересчур узкий жанр, и она не сумела бы в себя вместить всего ого, что хотел донести писатель. Для Марка Твена было крайне важно, чтобы к его произведению отнеслись со всей серьезностью.
«Принц и нищий» как исторический роман
По своему содержанию «Принц и нищий» - исторический роман. Произведение было написано в 1880 году. Писатель взял за основу романа исторический сюжет о короле Эдуарде Шестом. В нем действие происходит в 16 веке с его кровавыми антинародными законами, с яркими и ужасающими контрастами нищеты и роскоши. Читатель погружается в атмосферу средневековой Англии и знакомит с ее реалиями.
Историческая проза – это условное обозначение для разнородных по композиции и структуре произведений – рассказов, повестей, романов – в которых речь идет об исторических событиях, а главными или второстепенными действующими лицами являются известные исторические личности. Общепризнанным основоположником, первым классиком жанра исторической прозы в европейской литературе был В. Скотт.
В романе «Принц и нищий» обнаруживаются основные черты исторической прозы. Писатель стремился к тому, чтобы произведение воспринимали серьезно, и его теория о том, что литература, которая основывается на фактах, выше литературы, порожденной воображением, объясняют его тщательное изучение исторического материала в период работы над произведением.
Сам писатель отмечает, что обычаи и нравы простонародья, правила придворного этикета, публичные казни, празднества, одежда людей разных сословий, описание улиц и зданий Лондона, даже песни воров и бродяг в книгу вошли такими, какими они были в средневековой Англии.
Писатель внимательно изучал главы, в которых описывались нравы и обычаи, положение народа, главы, посвященные истории государственного устройства, законов, правления.
Большая часть изученного писателем материала была помещена им в напечатанном издании в виде цитат из источников, или, как у В. Скотта и Ш. Йондж, в «Примечаниях», со ссылкой на источники. Но Марк Твен часто корректировал цитаты и придавал им литературную форму. Писатель также заимствовал у хроникеров и историков факты для создания социального фона романа. Юм и Фрейд в общих чертах описывали социальные условия той эпохи:
- Огораживание общинных земель;
- Рост цен;
- Превращение пашен в пастбища;
- Обнищание жителей деревни.
С этим должен был столкнуться юный принц во время своих скитаний по стране.
Марк Твен в предыдущих произведениях часто использовал прием контрастного чередования серьезных и комических эпизодов. И таким же предполагалось строение романа «Принц и нищий». До 16 главы писатель чередует главы о смешных приключениях Тома и печальных, местами даже трагических, событиях в жизни Эдуард среди бродяг. Однако к середине произведения Твен столкнулся с рядом определенных сложностей: обновленное содержание произведения вступило в противоречие с его формой. Писателя все меньше интересовали забавные, комические ситуации при дворе и сильнее увлекала идея перевоспитания лишениями и нищетой. Твену стало сложно поддерживать баланс между трагическим и смешным. А изменение цели романа повлекло изменение сбалансированной структуры произведения.
«Принц и нищий» - просветительский роман
Однако несмотря на черты исторической прозы, описание законов, действие которых испытывает на себе будущий правитель, наполнено анахронизмом. Для писателя было важнее всего отразить худшие стороны законодательной системы и государственного устройства Англии 18-19 вв.
«Закон» был ключевым понятием для просветителей. Эдуард, испытав много страданий, понимает, что и сам не лучше обращался со своими слугами. Кто дает такую власть над слугой? Закон. С одной стороны, Закон священен, это основа права и порядка, и его нужно чтить. Эдуард это понимает разумом, но сердцем он не может это принять, ведь в первую очередь закон должен быть справедливым. Справедливый закон и равенство граждан перед ним – главные идеи просветителей. И поэтому Марк Твен, гуманист и демократ, утверждает в своей книге мысль о равенстве людей, вне зависимости от их титулов, происхождения и богатств. И здесь роман М. Твена из исторического переходит в разряд просветительского.
И если принципам исторической прозы писатель учится у В. Скотта, то учителями романа просветительского становятся А.Ф. Прево, Д. Свифт, Д. Дефо, Г. Филдинг, С. Ричардсон.
Типами просветительского романа являются:
- Роман-памфлет;
- Роман-дневник;
- Эпистолярный роман;
- Роман большой дороги.
Использование романа-путешествия дает автору возможность показать действительность, современную герою, во всей ее сложности и полноте. И эти главы позволяют некоторым исследователям относить произведение к жанру просветительского романа-воспитания.