Робинзонада — это поджанр приключенческой литературы, в котором описываются перипетии выживания героя на необитаемом острове.
История возникновения и развития жанра робинзонады
Жанр робинзонады появился на рубеже 17-18 вв. Окончательно он сформировался в 1719 году после выхода в свет романа Д. Дефо о Робинзоне Крузо. Это произведение на многие годы вперед определило черты жанра.
Роман Д. Дефо в себя вобрал черты путевых записок и очерков рубежа 17-18 вв., а также черты литературных источников:
- «Новое кругосветное путешествие», «Путешествие в Новую Голландию», «Путешествия и описания» У. Дампьера;
- Брошюра «Превратности судьбы, или Удивительные приключения А. Селькирка, написанные им самим» В. Роджерса;
- Путевые дневники В. Роджерса;
- Роман «Остров Пайнса» Г. Невиля;
- Роман «Живой, сын Бодрствующего» Ибн-Туфайля;
- Роман «Оруноко, или Царственный раб» Афры Бен;
- Роман «Путь паломника» Д. Беньяна;
- Аллегорические причти и повести пуританской литературы.
Такой синтез образовал новую разновидность романа – робинзонаду. Чертами нового жанра, унаследованными от предшествующих жанров, стали:
- Сюжет и фабула, которые подразумевают выпадение главного героя из его привычной среды и изоляцию в другой, непривычной среде;
- Совмещение ретроспективного и хроникального аспектов повествования;
- Повествовательная структура, которая выполнена в виде сочетания дневника и мемуаров;
- Придание произведению правдоподобия, достоверности. Для этого используются такие способы, как прием самоустранения автора, подробная детализация, введение в текст «документальных» подтверждений – реестров, описей, простота, отсутствие литературности.
Новаторство Д. Дефо заключается в том, что писатель впервые в европейской литературе в качестве героя выбирает самого обыкновенного человека, и впервые в романе Дефо была описана его ежедневная трудовая деятельность.
По этим причинам, как бы многочисленны и разнообразно не были источники романа Дефо, произведение было глубоко новаторским. Писатель создал оригинальное художественное произведение, в котором органически сочеталось авантюрное начало и мнимая документальность, мемуарный жанр и философская притча.
Позднее все эти черты в себя вобрал жанр исторической робинзонады. В этом жанре для изоляции главного героя от привычной ему среды используется прием, который возник в результате развития концепции путешествий во времени. Временем возникновения этой концепции принято считать 1895 год – время выхода в свет романа Г. Уэллса «Аргонавты Хроноса», который сейчас широко известен как «Машина времени».
Но сами путешествия во времени имеют более давнюю историю в литературе. В 1870-х года в Австрии вышел роман С. Чеха «Новое эпохальное путешествие пана Броучека, на этот раз в 15 век». Герой этого произведения переносится во времена гуситских войн. Роман Чеха – это едкая сатира на мещанство, которое равнодушно относится к судьбам и проблемам родной страны. Главный герой романа не находит себе применения в прошлом.
В 1889 году в США вышел роман М. Твена «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура», который стал классикой мировой фантастики и открыл тему преобразования жизни в историческом прошлом с помощью технологий и знаний будущего. Этот мотив впоследствии стал одной из основополагающих характеристик исторической робинзонады.
Прием перемещения во времени открыл перед робинзонадой новые возможности. Благодаря соединению перемещения во времени робинзонады в исторической робинзонаде роль дикой природы могла быть отведена человеческому обществу. Герои исторической робинзонады стали предпринимать попытки перестройки не только новой природной среды, но и социума.
В 20 веке модели преобразования социума не отличались большим разнообразием. Герои советских исторических робинзонад, созданных по схеме романа М. Твена, использовали достижения технического прогресса для демонстрации преимущества коммунистического строя. В отличие от героя Твена, который в прошлом строил свое настоящее, герои этих робинзонад строили в прошлом свое будущее.
Герои советских робинзонад свое настоящее и будущее воспринимали положительно, в связи с этим им не присущи эскапистские настроения, в отличие от героев современных робинзонад.
Особенности робинзонады в современной литературе
Массовая литература – это отражение картины мира массового читателя. В то же время она является средством формирования картины мира массового читателя.
В силу кризисной, специфической ситуации современного мира, нестабильной экономической, политической, социальной системы происходит трансформация образов прошлого, будущего, настоящего в сознании читателя.
Основные жанровые черты исторической робинзонады с конца 20 века остались по сути неизменными. Однако шаблон, который подразумевает выпадение героя из современности и изоляцию его в прошлом, стал разнообразнее и предельно упростился. Если в советской массовой литературе способ переноса героя в прошлое имел научно-фантастический характер, то в современной литературе способы переноса во времени описываются просто. Средством переноса может быть не только машина времени, но и автокатастрофа, удар шаровой молнии шаг сквозь дверь или любое другое событие.
Точка зрения героя как воплощения точки зрения автора стала значительно разнообразнее. Современная массовая литература допускает любую модель, предпочитаемую автором. Но на практике цель героя робинзонады сводится к повышению материального благосостояния. Робинзон 21 века не стремиться к глобальным преобразованиям социума, старается сохранить монополию на технические достижения с целью повышения личного благосостояния.
В современной робинзонаде изменились и наборы стереотипов при описании настоящего, прошлого и будущего. Соотношение образов трех эпох в современных робинзонадах кардинально изменилось. В современных произведениях этого жанра нет образа будущего. Герой если и изменяет ход истории, то только в той мере, в какой Робинзон Крузо преобразовывал свой остров. А любые изменения истории направлены на достижении духовного комфорта и благосостояния героя.
Образ настоящего в современной робинзонаде отрицателен. Настоящее для героя является враждебной средой, которая не позволяет ему самореализоваться.
Образ прошлого тоже не предоставляет благоприятных условий для самореализации, но там самореализация становится возможной ввиду меньшей деградации общества прошлого в сравнении с настоящим.