Магический реализм — это художественный метод, в котором магические элементы включены в реалистическую картину мира. Наиболее известными представителями магического реализма являются Габриэль Гарсиа Маркес, Хорхе Луис Борхес, Жоржи Амаду и другие.
Биография Жоржи Амаду
Бразильский писатель Жоржи Леал Амаду ди Фария родился в августе 1912 года. Отец писателя был владельцем плантации какао. Через год после рождения сына родители писателя переехали в город Ильеус, где прошло детство Жоржи Амаду.
О своих детских годах Амаду впоследствии писал: «Годы детства и отрочества, проведенные в Баии, — на улочках, в порту, на паперти столетних церквей, на рынках, на праздничных ярмарках, на состязаниях по капоэйре … — это мой самый лучший университет».
Кроме писателя, который был старшим, в семье росло еще трое детей.
Читать и писать будущего литератора научила его мать Эулария. С 1918 года Жоржи Амаду стал посещать школу. В возрасте 11 лет Жоржи отправили в Сальвадор, в религиозный колледж Антониу Виейры. В колледже Жоржи Амаду всерьез увлекся литературой.
В 1924 году писатель сбежал из дома и на протяжении двух месяцев путешествовал по Баии, пока его не поймал отец.
Среднее образование Жоржи Амаду завершил в гимназии города Ипиранги. Во время обучения в гимназии будущий известный литератор занимался выпуском газеты.
После окончания гимназии Жоржи Амаду поступил на юридический факультет Университета Рио-де-Жанейро. Здесь же Амаду впервые познакомился с коммунистическими деятелями.
Начало творческой биографии
Уже в возрасте 14 лет Жоржи Амаду устроился в газету «Diário da Bahia» в качествк репортера в отдел криминальной хроники. Затем Амаду стал публиковаться в газете «O imparcial».
В 1928 году бразильский писатель вместе со своими друзьями основал литературное обществе поэтов и писателей штата Баия под названием «Академия бунтарей». Это литературное объединение основывалась на классической литературе, и сосредотачивалось на реализме, модернизме и социальном движении. Одновременно с этим творчество самого Амаду сочетало в себе афро-бразильские традиции, тем самым формируя о Бразилии представление как о стране с многонациональной культурой.
В 1932 году писатель вступил в Компартию Бразилию. Его участие в «Движении 1930-х» существенно повлияло на раннее творчество писателя, когда он обращался к проблемам равенства в обществе.
В 1935 году Жоржи Амаду окончил университет. Однако вместо того, чтобы работать по профессии, писатель выбрал стезю литератора и общественного деятеля.
Литературный дебют Жоржи Амаду состоялся в 1930 году. Первым произведением писателя стала новелла «Ленита», которую Амаду написал в соавторстве с Эдисоном Карейру и Диасом да Костой. Первое самостоятельное произведение Жоржи Амаду вышло в 1931 году. Это был роман «Страна карнавала», в котором писатель в саркастической форме показал богему города Салвадор. В начале своей творческой деятельности писатель больше обращался к социальной тематике. Среди ранних работ Жоржи Амаду известны:
- «Страна карнавала»
- «Пот»
- «Какао».
В этих произведениях Амаду описывает борьбу трудящегося народа за свои права. Именно после публикации романов «Пот» и «Какао», в которых речь идет о борьбе за выживание, трудовые будни, героизм и личные драмы простых работников, принесли популярность писателю. А роман «Какао» стал началом «баиянского цикла» романов о жизни на плантациях.
В цикле о Баие, состоящем из романов «Жубиаба», «Капитаны песка», «Мертвое море» Жоржи Амаду проявляет интерес к жизни чернокожего населения, к афро-бразильским традициям и тяжелому наследию рабства. В этих произведениях писатель подчеркивает многонациональную культуру Бразилии.
В этом отношении особенно показательно произведение «Жубиаба», главным героем которого является беспризорник-попрошайка. Сначала мальчик становится главарем банды воров, а затем, пройдя школу классовой борьбы, он становится профсоюзным лидером и примерным и ответственным семьянином. Впервые в бразильской литературе чернокожий выступает главным героем романа.
Основу романа «Капитаны песка», ставшего известным на весь мир, положена жизнь беспризорных детей Баии. Отверженные, они пытаются найти свое место в этой жестокой реальности.
Именно в этих произведениях Амаду о штате Баиа наблюдается созревание «реалистического метода» в творчестве писателя.
Постепенно в творчестве Жоржи Амаду происходит эволюция от произведений пролетарской тематики, которые основываются на сочетании социальности, мелодраматизма, бытописания, к фольклоризму, в котором главным элементом структуры сюжета и композиции являются культура и традиция афро-бразильцев. Афро-бразильские традиции и культура в бразильскую литературу были введены впервые именно Жоржи Амаду.
Магический реализм в творчестве Жоржи Амаду
Начиная с конца 50-х годов, в творчестве писателя наблюдаются элементы фантастки, юмора и сенсуализма. В этот период происходит кардинальное изменение политических взглядов Жоржи Амаду. Писатель побывал во многих социалистических странах и, по признанию писателя, «прозрел относительно природы социализма».
Однако Амаду продолжает писать о простом человеке, но с этого периода его произведения звучат по-другому. Автор отошел от социалистического реализма. В новых работах Жоржи Амаду переплетаются мистика и реальность. Так писатель занял видное место в ряду представителей магического реализма. Фантазийные элементы этого направления навсегда закрепились в творчестве бразильского писателя, несмотря на то, что в работах более позднего период интерес писателя снова сместился к политической тематике.
Многие литературоведы считают, что именно Амаду стал создателем этой формы литературы, когда в произведении гармонично переплетаются миф и реальность.
Произведения этого периода принесли огромную славу писателю, с каждым днем почитателей таланта бразильского автора становилось все больше и больше.
в 1950-е годы вышли следующие произведения Жоржи Амаду:
- «Старые моряки»
- «Габриэла, гвоздика и корица»
- «Пастыри ночи»
- «Лавка чудес»
- «Тереза Батиста, уставшая воевать»
- «Дона Флор и два ее мужа»
- «Большая западня» и другие.
Для этих произведений Амаду характерны интерес к магическим ритуалам и народным традициям, а также любовь к жизни со всеми ее радостями и сложностями.