Биография – это описание жизни человека, сделанное им самим либо другими людьми. Биография воссоздает историю человека в его связи с общественной культурой, действительностью, бытом эпохи. Она может быть популярной, художественной, научной и т.д.
Биография Плутарха
Древнегреческий философ, общественный деятель римской эпохи, писатель Местрий Плутарх родился в 46 году нашей эры. О детстве философа и писателя сохранилось мало информации. Известно, что родители Плутарха, несмотря на то, что были обеспеченными людьми, не относились к аристократам или другим привилегированным сословиям. Но это не помешало будущему философу получить достойное образование. Плутарх обучался риторике, философии, математике. В этот период сдружился с учителем Аммонием, который был приверженцем философского учения Платона. Дружба с Аммонием привела к тому, что после окончания обучения Плутарх вместе со своим братом и учителем отправился в Дельфы. Целью этой поездки было личное знакомство писателя с культом Аполлона и деятельностью пифий и оракулов. Это путешествие оказало серьезное влияние на молодого философа, и в последующий период он неоднократно вспоминал об этом, и упоминал в некоторых своих произведениях.
После возвращения в родной город Херонеи, Плутарх поступил на государственную службу и стал архонтом-эпонимом. Первым поручением для молодого архонта было сделать доклад проконсулу провинции Ахайя о просьбах и требованиях жителей города. Плутарх успешно справился с заданием и продолжил работу в качестве общественного деятеля.
Философия и литературное творчество Плутарха
Философ всегда считал себя последователем философского учения Платона. Но историки относят его к эклектикам.
Эклектика - соединение разнородных, не связанных внутренне и возможно несовместимых взглядов, стилей, идей, концепций. Полностью это течение сформировалось после смерти Плутарха философом из Александрии Потамоном.
На становление взглядов Плутарха влияние оказало множество факторов. Платоник Аммоний среди этих факторов сыграл главную роль. При этом необходимо принять во внимание, что еще в период обучения Плутарх познакомился в учениками Аристотеля перипатетиками и со стоиками. Последователи Аристотеля показались Плутарху убедительными, а стоиков и эпикурейцев философ в дальнейшем подверг серьезной критике.
Во время одного из путешествий Плутарх познакомился с римскими неопифагорейцами.
Плутарх оставил обширное литературное наследие. Согласно каталогу, который составил брат философа Ламприй, Плутарху принадлежит около 210 сочинений, большая часть которых дошла до наших дней. Исследователи выделяют цикл «Моралии» и «Сравнительные жизнеописания».
«Сравнительные жизнеописания» - это 22 парные биографии древних греков и римлян, в числе которых Александр Македонский, Юлий Цезарь, ораторы Цицерон и Демосфен, спартанский царь Леонид. Пары описываемых философом лиц были подобраны по схожести их деятельности и по сходству характеров.
При работе над жизнеописаниями Плутарх свободно оперировал фактами и утверждал, что пишет не историю, а биографию.
Основной задачей этого сочинения было знакомство с известными деятелями прошло и несло исключительно воспитательный характер. В оригинале сочинения было большее количество пар для сравнения, но к сожалению, некоторые не сохранились.
Цикл «Моралии» состоит из 78 произведений и также несет воспитательную функцию. Основная часть этих произведений была написана в тот период, когда Плутарх был наставником и лектором. Особенно яркими произведениями этого цикла являются:
- «О болтливости»
- «Об излишней робости»
- «О мудрости»,
- «О том, как пользоваться лекциями»
- «О воспитании детей».
Плутарх писал также труды политического характера. К таким сочинениям относятся «О монархии, демократии и олигархии» и «Наставление о государственных делах». Эти сочинения Плутарх написал после того, как получил гражданство в Риме и был назначен на государственную должность. Это произошло благодаря знакомству философа с Квинтом Сосием Сенеционом. Когда же со стороны императора Тита Флавия Домициана начались гонения на философов и ученых, Плутарх был вынужден вернуться в Херонеи, чтобы избежать казни за свои высказывания.
Философ успел побывать во всех крупных городах Греции, посетил Александрию, Сарды и другие города. На основе своих путешествий он написал труды «Об Исиде и Осирисе», «Греческие вопросы», «Римские вопросы», в которых изложил собственную точку зрения на многие вопросы, в том числе на древнеегипетскую мифологию.
В этих сочинениях Плутарх рассмотрел историю двух влиятельных государств и две биографии Александра Македонского, кроме той, что вошла в «Сравнительные жизнеописания» - «Об удаче и доблести Александра Великого» и «О славе Александра».
Свои философские взгляды Плутарх отразил в следующих сочинениях:
- «Платоновские вопросы»
- «О том, что даже приятная жизнь невозможна, если следовать Эпикуру»
- «О противоречиях у стоиков»
- «Пусть божество медлит с воздаянием»
- «Застольные беседы», сборник из девяти книг
- «Об упадке оракулов»
- «О том, что пифии больше не прорицают стихами».
Известно, что Плутарх очень любил свою семью, о неоднократно философ упоминал в своих произведениях. У Плутарха было четыре сына и дочь, однако дочь и один из сыновей умерли еще в младенчестве. Философ, чтобы хоть как-то успокоить и отвлечь свою супругу Тимоксену, написал произведение «Утешение к супруге», которое сохранилось по сей день.
После того, как сыновья подросли, философ самостоятельно занялся их обучением. Позже в числе учеников оказались и дети других горожан. Тогда философ решил обучать людей по всей стране.
Точная дата смерти древнегреческого философа неизвестна, но историки предполагают, что это произошло в промежутке с 125 по 127 год. Известно, что скончался философ по естественной причине – от старости. Умер Плутарх в Херонеи, в своем родном городе. Однако похоронили его, согласно завещанию, в Дельфах.