Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Тема лицемерия в "Дон-Жуане" Мольера

Классическая комедия – это жанр художественного произведения, для которого характерны юмористические или сатирические черты.

«Дон-Жуан» в историческом контексте

Ж. Б. Мольер в «Дон-Жуане» затрагивает мировоззренческую проблему лицемерия. Писатель считал лицемерие главным пороком своего времени.

Этап жизни, когда была создана великая комедия, для Мольера был психологически тяжелым. Неприятности сыпались на него со всех сторон: критика произведений, беспокойство о театральной труппе, осознание того, что зрителям он нужен лишь в качестве развлечения – в профессиональной сфере, разлад с женой, смерть сына – в личной.

Вокруг Мольера было общество, где аристократия жила в богатстве и роскоши после окончания Фронды. И лишь религия могла хоть как-то смирить господ. В этих условиях возникло религиозное лицемерие. А в искусстве властвовала идея о том, что в жизни, как в театре, каждый носит маску.

Именно в таких условиях появилась пьеса «Дон-Жуан». Сюжет этого произведения знает каждый, пьеса, благодаря сценическим эффектам, пользуется огромной популярностью. В произведении нет интриги, пьеса будто рассказывает о постепенном падении безбожника.

Герой пьесы Мольера, Дон-Жуан, злободневный персонаж. Актуальность пьесы сохранилась по сей день, а Дон-Жуан кажется нашим современником.

Замечание 1

Дон-Жуан – это легендарный герой, который дал свое имя одному из самых популярных в искусстве типов.

Герой предания – Дон Жуан Тенорио, представитель аристократического рода Севильи. Его авантюрные похождения оставались безнаказанными, так как в них принимал участие его близкий друг, король дон Педро. Они на протяжении долгого времени наводили ужас на Севилью. Впоследствии к этой легенде примешали другую севильскую легенду о Доне Жуане де Марана, распутнике, который продал свою душу дьяволу, а затем раскаялся и ушел в монастырь. Тип героя с течением времени, по мере смягчения нравов, изменяется, а резкие черты характера постепенно сменяются привлекательными качествами. В конце концов, этот герой испанской легенды получает обаятельную форму, которая приобретает чрезвычайную популярность.

«Тема лицемерия в "Дон-Жуане" Мольера» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

В своей комедии Мольер лишил героя отличительных особенностей происхождения и ввел в произведение французскую действительность современности. Также он убрал комизм, внесенный итальянцами, уничтожил клерикальный оттенок, характерный пьесе Тирсо.

Образ Дон-Жуана

Дон-Жуан благодаря таланту и гениальности Ж.-Б Мольера стал вечным образом, который отражает черты человека любой эпохи. Он не имеет цели в жизни, живет ради процесса, а не ради результата.

Дон-Жуан является единственным в истории культуры мифическим героем, порожденным театром, а не заимствованным им. Однако в отличие от персонажей эпох Ренессанса, этот герой ведет любовную игру, не зная любви. В искусстве барокко раскрывается трагическая действительность любовного чувства.

Поведение Дон-Жуана порой кажется противоречивым:

  • он смеется над чувствами женщин, но при этом к слуге Снарелю расположен практически по-братски;
  • он остается безразличным к тому, что говорят о нем «в свете», но при этом бросается на помощь попавшему в беду незнакомцу;
  • он бесстрашен, дерзок, но при этом может убежать от своих преследователей, переодевшись в костюм крестьянина.

Ж.-Б. Мольер, создавая своего героя, не стремился показать его особо циничным монстром. Проказы Дон-Жуана с женщинами, за которыми наблюдает читатель, не вызывают какого-то активного протеста, а уж тем более негодования. Наоборот, они заставляют удивляться весьма галантной виртуозности этого любвеобильного персонажа. Вдохновенные тирады героя пьеса, прославляющие его любовные победы, заставляют видеть в нем пылкого завоевателя сердец, а не бесчувственного совратителя. Между этим на грешника, чья вина так обыденна и узнаваема, обрушивается-таки небесная кара. Безответственное, неумеренное женолюбие, кощунственное лицемерие Дон-Жуана, скорее всего, только часть преступления, точнее, следствие, которое повлекло за собой ужасное наказание. Дон-Жуан Мольера принадлежит своему времени, и нельзя истолковать вину героя, не учитывая приоритетные для той эпохи идеи, не анализируя множество компонентов, из которых состоит духовный климат того общества.

Пьеса «Дон-Жуан» является одной из самых «барочных» пьес Мольера. Лежащий в основе произведения романский легендарный сюжет, множественные структурные нарушения классицистического канона, а также жанровая чересполосица свидетельствуют о принадлежности шедевра великого комедиографа к грандиозному культурно-историческому комплексу, который определил облик 17 века.

Дон-Жуан убежденный женолюб, для которого главное – это стремление к наслаждению. В своем персонаже Мольер изобразил светского вольнодумца 17 века, который оправдывает свое крайне безнравственное поведение определенной философией. Для него наслаждение - это постоянное удовлетворение своих чувственных желаний. При этом он с откровенным презрением относится к церкви и религии. Загробной жизни для Дон-Жуана не существует, не существует и ада и рая. Он верить лишь в то, что дважды два – это четыре.

Маска благочестия, которую Дон-Жуан надевает, притворство – это всего лишь выгодная тактика, которая позволяет ему найти выход из самых, казалось бы, безвыходных ситуаций, и не более того. Например, избежать дуэли с братом брошенной им Эльвиры, помириться со своим отцом, от которого он зависит материально. До-Жуан, как многие молодые люди его общественного круга, только принимает вид человека порядочного.

Тема лицемерия всегда привлекала Ж. Б. Мольера, который наблюдал его повсеместно в обыденной жизни. В этом великом произведении комедиограф обращается к религиозному лицемерию – самому распространенному виду лицемерия в те времена.

Замечание 2

По словам самого Дона-Жуана, лицемерие – это модный привилегированный порок, который может прикрыть любые грехи.

А модные пороки, по его мнению, расцениваются как добродетели. Автор пьесы показывает всеобщий характер лицемерия, который был распространен в разных общественных кругах и поощрялся официально. Французская аристократия тоже к нему причастна.

Дата последнего обновления статьи: 26.02.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot