Биография писателя
Шведский журналист, общественный деятель, писатель Стиг Ларссон родился в августе 1954 года в маленьком шведском городке Шеллефтео. Отец писателя, Эрланд Ларссон, работал на плавильном заводе. Когда у Эрланда Ларссона из-за отравления химикатами стало ухудшаться здоровье, семья переехала в Стокгольм. Однако из-за сложных условий жизни родители были вынуждены оставить сына на попечение родителей Вивиан Ларссон, матери писателя. На тот момент Стигу Ларссону был всего год.
С бабушкой и дедушкой Ларссон жил до девятилетнего возраста. Жили они в глухом селе, в деревянном срубе. В школу приходилось ходить на лыжах, чтоб пробираться через сугробы. Несмотря на сложности, будущему писателю такой образ жизни нравился. Дед мальчика, Северин Бострем, известный политический активист, антифашист, находившийся во время войны в заключении, оказал сильное влияние на формирование будущего писателя. Всю жизнь Стиг Ларссон будет считать своего деда примером для подражания.
После смерти деда Ларссон уехал к родителям в город Умео. К этому времени в семье родился второй ребенок. На свое двенадцатилетие Ларссон получил в подарок пишущую машинку. Будущий писатель был в восторге от такого подарка, часами сидел за ней и изливал свои фантазии и мысли на бумагу.
Когда Ларссону исполнилось двадцать лет, его призвали в шведскую армию. На обязательной военной службе в пехотном подразделении Ларссон провел шестнадцать месяцев.
Общественная деятельность и журналистика
Во время Вьетнамской войны Стиг Ларссон увлекся журналистикой. К этому времени он уже пробовал себя в качестве писателя, печатал свои первые литературные опыты. В то время в Швеции каждую субботу проходили молодежные шествия с лозунгами «Вон из Вьетнама!». На одной из таких демонстраций Ларссон познакомился с Евой Габриэльссон, с которой впоследствии связал не только личную, но и творческую и политическую жизнь.
Спустя короткое время Стиг Ларссон стал писать статьи, очерки и интервью о войне, а также работал фотографом. Ларссон, как и его дед, был ярым антифашистом и отвергал всяческие проявления несправедливости и насилия. Отец Ларссона поддерживал коммунистов, мать была на стороне социал-демократов, а сам писатель склонялся к принципам и взглядам Левой партии, поэтому за обедом в семье происходило активное обсуждение политики.
Ларссон вступает в Социалистическую партию Швеции и уходит в армию. Однако даже здесь писатель соблюдает политические интересы и обеспечивает казарму контрабандным троцкистским журналом «Red Soldier».
В 1977 году, после окончания службы, Ларссон уезжает в Восточную Африку, где помогает в организации женских партизанских отрядов, которые сражаются за освобождение Эритреи.
Спустя некоторое время из-за заболевания почек Ларссон возвращается в Стокгольм, к Еве Габриэльссон. Здесь он устраивается в крупное шведское агентство графическим редактором. Ларссон изучает природу таких явлений, часто проявляющихся в шведском обществе, как расизм, экстремизм, неонацизм.
В начале 1980 годов Стиг Ларссон становится скандинавским корреспондентом британского издания «Прожектор», которое посвящено антирасизму и антифашизму. Также он является редактором журнала «Четвертый интернационал» и сотрудничает с ежедневной газетой «Интернационал», для которой пишет статьи. В 1987 году ввиду несогласия с политическими принципами руководства Ларссон покидает партию, но при этом сохраняет активную жизненную позицию и продолжает участвовать в жизни общества.
В 1995 году Стиг Ларссон помогает основать организацию «Expo Foundation», которая ведет борьбу с правоцентристскими силами в обществе. Затем Ларссон становится редактором издания «Экспо», которое было моделью вымышленного журнала «Миллениум», описанного в знаменитой трилогии Ларссона.
Стигу Ларссону принадлежит ряд книг и исследований политического характера. Ко времени своего литературного дебюта Ларссон уже состоялся в качестве журналиста и политического активиста и добился широкой известности в шведском обществе.
Литературная деятельность
Первые литературные опыты Стиг Ларссон сделал еще будучи подростком. Это были сочинения научно-фантастического жанра. Ларссон был страстным поклонником этого направления, и с 1972 года был редактором тематических фэнзинов.
Фэнзины – печатные издания, выпускаемое фанатами фантастического жанра.
Свои первые рассказы он опубликовал именно в таком издании. Всего в 1970 годы Ларссон опубликовал более тридцати фэнзинов, а затем, после переезда в Стокгольм, принимал активное участие в деятельности самого крупного шведского фан-клуба научной фантастики.
В начале 1990 годов Стиг Ларссон начал работу над своей знаменитой трилогией криминальных романов «Миллениум». «Миллениум» - это издательство, совладельцем которого является главный герой всех произведений цикла Микаэль Блумквист. Блумквист ведет запутанные, сложные расследования, в процессе которых попадает в приключения и пускается в интригующие авантюры. Помогает ему в этом его помощница – молодой хакер Лисбет Саландер.
Ларссон заключил договор на публикацию всех романов трилогии, однако насладиться успехом не успел. За год до публикации первого романа «Мужчины, ненавидящие женщин» Ларссон скончался. Произведение было опубликовано в 2005 году в Швеции. В Британии роман был издан под названием «Девушка с татуировкой дракона». В произведении детективная пара ищет серийного маньяка, который на протяжении многих лет насилует и убивает женщин.
В 2006 году вышел второй роман трилогии «Девушка, игравшая с огнем». В этом романе на первый план увлекательного сюжета выходит Лисбет Саландер, беспочвенно обвиняемая в убийстве.
Третий роман трилогии «Девушка, которая взрывала воздушные замки» вышла в 2007 году. Эта книга подытоживает события предыдущих частей. Здесь Блумквист и его помощница противостоят большой криминальной системе, которая включает в себя и структуры государственной безопасности. В этом романе писатель жестко клеймит современное общество, а сам роман изобилует едкими фразами.
Все три книги трилогии получили награды.
Библиография Стига Ларссона:
- «Девушка с татуировкой дракона»
- «Девушка, которая играла с огнем»
- «Девушка, которая взрывала воздушные замки».