Мари-Анри Бейль, более известный как Стендаль (псевдоним), был знаменитым французским писателем XIX века. Он прославился критическим и психологическим анализом романтических отношений в своих произведениях. Он также считается одним из предшественников «реализма».
Ранние годы
23 января 1783 года во французском городе Гренобль родился Анри Бейль. Отец будущего писателя работал юристом в местном суде. Мать Анри скончалась, когда ему было 7 лет, эта потеря усилила его чувство одиночества и обиды на отца. На протяжении всей своей жизни Анри подчёркивал тоскливую и угнетающую атмосферу своего дома после смерти матери. Будучи студентом, он начал интересоваться математикой и литературой. В 1799 году он уехал в Париж, якобы для подготовки к вступительным экзаменам в Политехническую школу, но на самом деле, чтобы сбежать от отцовской тирании.
Он мечтал стать «современным Мольером», однако его планы вскоре были прерваны состоятельными родственниками, которые назначили его вторым лейтенантом во французской армии, размещённой в Италии. Там Стендаль открыл для себя Ломбардию, Милан и культуру итальянского народа.
В 1802 году 19-летний Анри Бейль вернулся в родной Париж, где начал работать над несколькими литературными проектами, ни один из которых он не завершил. Также будущий писатель записался на уроки драмы, работал над тем, чтобы избавиться от провинциального акцента, и влюбился в актрису Мелани Луасон, из-за которой он переехал в Марсель.
1806 год оказался переломным для молодого писателя. Граф Пьер Дару, назначенный генеральным интендантом армии Наполеона, послал Анри в качестве дополнительного военного комиссара в немецкий город Брауншвейг. Это было началом административной карьеры Бейля во французской армии, благодаря которой он открыл для себя Германию и Австрию. С 1806 по 1809 года он участвовал в сражениях французской армии в Европе.
Он наблюдал, как горит Москва, участвовал в отступлении французских войск из России и помогал организовать военную оборону провинции Дофине во Франции. В 1814 году, когда пала Французская империя, решил обосноваться в любимой Италии.
Литературная деятельность
Анри начал свою карьеру писателя в Милане. Здесь он написал свои первые книги:
- «Жизнеописания Гайдна, Моцарта и Метастазио» (1814);
- «История живописи Италии» (1817);
- в 1817 году появилась на свет его книга для путешественников «Рим, Неаполь и Флоренция» (более поздняя версия была опубликована в 1826 году), в которой первый раз был использован псевдоним Стендаль.
В 1821 году из-за репрессий оккупационного австрийского режима в Италии он вынужден был вернуться в Париж.
С 1821 по 1830 год социальная и интеллектуальная жизнь Анри во Франции была очень активной. Он сделал себе имя как драматург и полемист. Его остроумие и нестандартные взгляды были высоко оценены. В 1822 году в свет вышла книжка под названием «О любви», где писатель попытался раскрыть, что такое любовь.
Его трактат «Расин и Шекспир» (1823) был одним из первых романтических манифестов, появившихся во Франции. В нём Стендаль развил центральную идею, что романтизм является жизненно важным аспектом каждого культурного исторического периода.
В дополнение к регулярным публикациям в английских журналах, он также издал свой первый роман «Арманс» (1827).
Через 3 года Бейль написал самое известное свое произведение «Красное и чёрное», которое отображает французский общественный порядок в период «Второй реставрации» (с 1815 по 1830).
Июльская революция во Франции, которая привела к власти Луи-Филиппа, ознаменовала новый поворотный момент в жизни Стендаля. Он был назначен указом нового монарха в 1830 году консулом в городе Триест (Италия). В этом маленьком городке Стендаль был занят бесконечными административными делами, ему было трудно писать. Он искал отвлечения в соседнем Риме, часто отказываясь от своих официальных обязанностей. Осознавая возраст, он всё больше тяготел к автобиографии и начал писать:
- «Воспоминания эгоиста» (1892);
- «Жизнь Анри Брюлара» (1890);
- в значительной степени автобиографический роман под названием «Люсьен Левен» (1894).
Все эти работы остались незавершёнными, хотя они были опубликованы посмертно, и в настоящее время считаются одними из лучших произведений Стендаля.
Во время своего консульства Стендаль обнаружил в Риме неопубликованные отчёты о преступлениях и мрачных казнях инквизиции во времена эпохи Возрождения. Они стали источником вдохновения для нового произведения, которое он позже опубликовал под названием «Итальянские хроники».
В Париже, где он поселился во время длительного отпуска (1836–1839), Стендаль смог начать новую крупную литературную работу:
- «Памятные записки туриста» (1839 г.);
- «Пармская обитель» (1839);
- начал работу над новым романом «Ламиэль» (1839), который он не окончил.
Бейль умер в 1842 году после второго инсульта в Париже.
При жизни Стендаля его репутация во многом основывалась на его книгах, посвященных искусству и туризму, а также на его политических трудах и остроумии. Его нетрадиционные взгляды, наклонности, сдерживаемые способностью к моральному и политическому негодованию, представляли для его современников смесь провокационных противоречий.
Все его произведения были пронизаны высокой реалистичностью, глубоким пониманием социокультурной действительности и природы человека. Основой для произведений выступали как личные впечатления, собственный жизненный опыт, так исторические источники, документы. При отображении социокультурной действительности современной ему Франции Стендаль во многом опирался на собственный опыт придворной жизни, собственное восприятие императорского двора, которое он считал местом, где господствует скука. Автор писал, что
«император, словно нарочно, образовал двор из самых скучных людей, которых только можно найти»
Не менее иронично, иногда саркастически изображал он не только придворных, но и представителей других социальных слоев.
Таким образом, произведения Стендаля по сегодняшний день выступают неоценимым источником сведений о порядках, нравах и быте современной писателю Франции, в его произведениях в той или иной степени под влиянием авторского миропонимания отображены наиболее значимые исторические события той переломной эпохи.