Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Сатирические изобразительные средства в романе Генриха Манна "Верноподданный"

Определение 1

Сатира – это проявление комического в искусстве, которое представляет собой поэтическое обличение явлений действительности с помощью различных приемов: иронии, сарказма, гротеска, гиперболы, пародии, аллегории и т.д.

Одним из основателей сатирического социального романа является Генрих Манн.

Сатирические изобразительные средства в романе Г. Манна

Роман «Верноподданный» является значительным достижением всего творчества Генриха Манна. Этот роман, открывая трилогию «Империя», в то же время является цельным, самостоятельным произведением с законченным замыслом.

Время действия романа отнесено в 90-м годам 19-го века. «Верноподданный» построен по схеме последовательного повествования о жизни героя. Такая схема является традиционной для 19 века. В нем в определенной степени пародируется «роман воспитания», где автор прослеживает процесс духовного созревания главного героя, поиск им идеала и смысла жизни. у Генриха Манна герой (антигерой) произведения проходит негативный путь развития. То, что обычно воспринимается как темное, мрачное, грязное и смехотворное, для Дидериха Геслинга является положительным. А все представления героя о нравственности – это издевка над настоящими человеческим чувствами. Для творческого метода Генриха Манна характерны следующие сатирические изобразительные средства:

  • Гротеск
  • Гипербола
  • Реалистический символ
  • Буффонада.

Большое место среди сатирических приемов в романе занимают «говорящие» имена и речевые характеристики персонажей.

Замечание 1

В «Верноподданном» все эти сатирические изобразительные средства приобретают политическую направленность, социальную конкретность.

По своему содержанию и художественной структуре романа Манна является образцом социально-сатирического произведения. Действие в романе вытекает из острых коллизий политического характера. Г. Манн сумел дать сатирическое изображение немецкого буржуазного общества в своеобразии исторически сформировавшихся условий, при которых происходило развитие германского империализма.

Замечание 2

Смех автора в «Верноподданном» - это смех умный, выразительный, злой. Он подрывает веру в незыблемость мира «геслингов».

«Сатирические изобразительные средства в романе Генриха Манна "Верноподданный"» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

В построении образа главного героя есть одна важная особенность. Иногда Геслинг выступает в качестве своего рода двойника кайзера. Сначала автор подчеркивает внешнее сходство Дидериха Геслинга с Вильгельмом II – умение делать каменное лицо и грозно сверкать глазами. Затем оказывается, что Дидерих предугадывает идеи и поступки кайзера. Писатель едко замечает, что Геслинг не раз высказывал мысли, которые удивительным образом совпадали с мыслями кайзера. В результате в главном герое «Верноподданного» обнаруживается пародийная копия Вильгельма. И теперь уже дутый авторитет кайзера, его отталкивающее безобразие обнажаются до предела.

Сатира Генриха Манна носит такой резкий характер, что читатель уверен – автор ведет активную борьбу не против отдельно взятых неприглядных сторон немецкой жизни, а против общественной первоосновы этой жизни – государственной власти. И власть эта в романе воплощена не только в кайзере. Вместе с ним власть делит и его верноподданный.

Вильгельм II в произведении появляется всего несколько раз. И каждый раз у него сверкающие глаза и каменное лицо. Этот лейтмотив, возникающий неоднократно, выявляет в нем что-то нечеловеческое, застывшее и при этом исполненное претензий. В романе о кайзере говорят самые разные герои, но всегда они говорят в одних и тех же стереотипных восторженных выражениях:

  • «Многосторонен»;
  • «Исключительная личность»;
  • «Оригинальный мыслитель»;
  • «Весь порыв и действие» и т.д.

Эти примелькавшиеся слова назойливо повторяются. Этим автор обнажает смехотворность не только культа власти, но и непосредственно самой изображаемой в романе действительности.

Гротеск-образы персонажей

Произведение показало всему миру, как жалкий, столетиями придавленный, абсолютно аполитичный филистер становится эксплуататором, превращается в зверя. Манн показал, как этот филистер выходит на политическую арену и оттуда угрожает прогрессу и миру. Писатель разоблачил людей, которые занимались подготовкой победы фашизма.

Главный герой произведения – фабрикант Дидерих Геслинг. Грубость, лицемерие, невежество – отличительные черты персонажа. Он труслив, и при любой неудаче падает духом, но чрезвычайно горд, когда ощущает за собой силу. Писатель показывает героя в его развитии, называет силы, которые формируют этого негодяя: филистерская семья, гимназия, где всячески поощряется подхалимство и наушничество, университет. Манн описывает возникновение шовинистических организаций. Солдатский сапог вытесняет науку. Затем в жизни героя – военная служба, брак по расчету, политические сделки и гнусные интриги.

Идейный багаж персонажа невелик, основу его составляют шовинизм и национализм. Идеал Геслинга – «великолепный кайзер». Манн сатирически описывает две встречи главного героя с императором.

Автор сумел показать то, как в кайзеровской Германии легко совершаются казалось бы невероятные события. Немецкое общество попадает под влияние бессмысленной и грубой демагогии.

В «Верноподданном» сочетаются две художественные тенденции:

  • Гиперболичность, резкость, нарочитая выборочность сатиры;
  • Многогранность, психологическая и пластическая полнота объективного описания.

В романе Манна сатирические маски в основном выступают в качестве дополнительной нюансировки. Они являются доведенными до гротеска зеркальными отражениями главных героев, своеобразным «кривым зеркалом». Таким, например, является чистый гротеск-образ прокурора Ядассона. Торчащие уши – это его «злой рок», мешающий не только сценическим успехам, но и националистической претенциозности.

Образ Геслинга Манна рисует иначе. Несмотря на то, что ему удается вызвать у читателя отвращение к своему герою, он не является однозначным. Геслинг – обычный немец, обладающий и некоторыми чертами национального характера. автор показывает, что на стезе национализма действует не чудовище, а наоборот, именно национализм деформирует человека и его неплохие задатки. Дидерих является не только сатирическим образом. Скорее, это целый комплекс человеческой индивидуальности. Порой он чувствует свою беззащитность.

Роман Манна не оставляет без внимания ни один аспект национализма, затрагивает все социальные прослойки.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 16.03.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot