Сатира – это негативное отношение к изображаемым объектам, их осмеяние и гневное обличение, основанное на выявлении характеристик и признаков объектов и процессов, которые резко отличают их от идеальных.
К сатире обращались многие выдающиеся мыслители и философы прошлого, однако особенно активную деятельность по созданию сатирических произведений вел Вольтер. Его остроумная и беспощадная мысль разоблачала отжившие догмы старого мира, их деспотизм и нецелесообразность, а сатирическое осмеяние помогало освобождаться от предрассудков и суеверий прошлого.
Биография Вольтера
Вольтер принадлежал к буржуазной верхушке. Его родители были родом из Пуату: мать принадлежала к дворянскому роду, а отец занимался торговлей, впоследствии стал нотариусом.
Юность и молодость молодого Вольтера были связаны с кружками и светскими салонами вольнодумцев, в которых философское свободомыслие, поэтические опыты и острословие были неразрывно связаны с модной тогда эротической и эпикурейской тематиками. Молодость Вольтера была связана с последними годами правления Короля-Солнце, Людовика XIV, за долгое царствие которого страна пережила и период невиданного расцвета и такого же по глубине и масштабам упадка.
Исторический контекст вольтеровской сатиры в его формально-поэтическом, стилевом и эстетическом выражении находился под влиянием классицизма. Философ высоко ценил творчество Расина, стремился применять его драматургические приемы для пропаганды, популяризаций собственных идей. Огромное влияние на становление особенностей его творчества оказала античная литература. В то же время, черпая собственные сюжеты из античности, он отступает от правил классицизма:
- статичность заменяется динамикой;
- трагедии не обращаются к любовной тематике;
- житейские и семейные отношения органично сопровождаются серьёзными философскими размышлениями и гражданской патетикой;
- зачастую Вольтер отходит от стихотворной формы, обращаясь к прозе;
- ироничность, сатиричность, трезвый взгляд на мир – все это существенно отличает произведения Вольтера от классических произведений.
Сатирический аспект творчества Вольтера
Среди первых произведений, в которых проявляется талант Вольтера-сатирика, следует назвать следующие:
- «Брут»;
- «Смерть Цезаря»;
- «Заира»;
- «Магомет»;
- «Меропа»
В основе большинства указанных произведений – обращение к истории Римской империи, сюжеты которой он использовал для разоблачения политической тирании и деспотизма, пропаганды, популяризации республиканских и просветительских идей.
Особой успешностью пользовалась поэма «Орлеанская девственница», образцом для которой послужили образцы эпохи итальянского Возрождения и лучшие образцы национальной французской традиции. Сама поэма имеет свободное строение, объединяет несколько сюжетных линий. Одна из сюжетных линий посвящена Жанне д’ Арк. Сама борьба англичан с французами изображена в сатирическом ключе. Пародируя церковную легенду, согласно которой героизм Жанны, возможность свершить подвиг основываются только в случае сохранения девственности, Вольтер изображает Жанну как деву, которая постоянно вынуждена оберегать свою честь от различных мужчин, покушающихся на нее.
Причудливые похождения героев, остроумие автора превращают поэму в пародию средневековой Франции, всех ее социальных слоев: короля, придворных, духовенства, феодальных вояк.
Попы и монахи представлены как грубые люди, инквизиция – как человеконенавистническое, грязное оружие в руках диких, необразованных людей.
Подвергает Вольтер осмеянию и библейские чудеса. Одним из ярких компонентов поэмы выступает «рай дураков», в котором автор собрал иезуитов, инквизиторов, ученых, докторов богословия, религиозных фанатиков, а также плутов и мошенников всех мастей.
Само произведение пестрит множеством оттенков, отражает самые различные стороны жизни: радости и наслаждения, дружбы и любви. Острая эпиграмма философа осуждает мрачные стороны феодального уклада жизни, высмеивает религиозные предрассудки.
Разумеется, сатиру Вольтера поняли далеко не все, критиками произведение было охарактеризовано как «кощунственное».
Философские повести Вольтера
Однако сила и оригинальность сатиры Вольтера наиболее ярко проявилась в созданном им новом жанре философской повести.
К наиболее значимым произведениям, созданным в этом жанре, следует отнести:
- • «Задиг, или Судьба»;
- • «Кандид, или Оптимизм»;
- • «Простак».
Наиболее глубокой и интересной представляется повесть «Кандид…», которая занимает промежуточное место между сказкой и повестью. Главной задачей произведения выступает опровержение суеверий, заблуждений, репрезентация собственных убеждений, собственных взглядов на современную социальную действительность и идей просвещения.
В повести-сказке Вольтер опровергает концепцию «предустановленной гармонии», которая была широко распространена во французском обществе, сформировавшись под влиянием эпикурейства, идеи которого изначально разделял и сам Вольтер.
В основании данной теории – понимание того, что зло временное и преходящее, а совершенство вечно. Все, что происходит – «к лучшему», ведет к всеобщему благу. Подобная философия способствовала примирению общества со сложившейся системой взаимодействий в феодальной Франции, против которой выступал Вольтер. Сатирическое высмеивание указанной теории осуществляется посредством «дискурсивного иносказания».
Сами действующие лица не являются характерами в привычном смысле этого слова, они, скорее, похожи на фигуры театра марионеток, условные фигуры, введенные автором для усиления сатиричности репрезентации той или иной философской мысли.
Таким образом, сатира Вольтера представляет собой один из универсальных культурных феноменов, который повлиял на развитие мировой философской мысли и литературы.