Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Поэтика заглавий в творчестве Франсуазы Саган

Определение 1

Заглавие — это название произведения либо его части, которое служит для его идентификации и определяет его тему, идею, центральный образ или предмет.

Типология заглавий романов Ф. Саган

Франсуаза Саган является одной из самых ярких и оригинальных французских писательниц 20 века. В ее творчестве нашли отражение самые актуальные проблемы современного общества, такие как дегуманизация общества, эгоистичные и гедонистические стремления людей, утрата общечеловеческих ценностей и т.д. Заглавие для писательницы становится своеобразным концентратом авторских идей и играет роль ключа к пониманию произведения. Анализ заглавий романов писательницы позволяет более детально и четко увидеть художественный мир Саган.

В творчестве писательницы преобладают такие типы заглавий:

  • Заглавия, которые включают в себя абстрактные понятия и выражают эмоциональные состояния: «Здравствуй, грусть!», «Смутная улыбка», «Прощай, печаль»;
  • Заглавия с интертекстуальными включениями: «Любите ли вы Брамса?», «Здравствуй, грусть!», «Прощай, печаль!», «Недвижимая роза», «Немного солнца в холодной воде», «Волшебные облака», «Через месяц, через год»;
  • Метафорические заглавия: «Смутная улыбка», «Сигнал к капитуляции», «Синяки на душе», «Ангел-хранитель», «Рыбья кровь»;
  • Заглавия с предметным обозначением: «Смятая постель», «Поводок», «И переполнилась чаша», «В туманном зеркале»;
  • Заглавия, которые обозначают атмосферные явления и осадки, представляют образ космических тел: «Недвижимая гроза», «Волшебные облака».
  • Заглавия с номинацией персонажей, отношений между ними: «Приблуда», «Женщина в гриме».
Замечание 1

Многие заглавия произведений Франсуазы Саган являются отрывками «культурных кодов, ритмических структур, формул, социальных идиом и т. д..

«Поэтика заглавий в творчестве Франсуазы Саган» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Интертекстуальность заглавий произведений Ф. Саган

Заглавие первого романа Ф. Саган «Здравствуй, грусть» является отсылкой к стихотворению П. Элюара. Это вторично подчеркивается эпиграфом к роману.

В этом психологическом произведении Ф. Саган изображает своих персонажей из буржуазного слоя общества. Писательница рассматривает дружбу между дочерью и отцом, описывает свободу, а иногда даже и аморальность их жизни без проблем и забот, и абсолютного взаимного доверия.

Уже в первом абзаце романа автор обосновывает выбор заглавия романа. Главная героиня произведения – молодая девушка Сесиль. Ей 17 лет, она всего лишь на два года младше писательницы и по сути напоминает саму Франсуазу. Несмотря на то, что Сесиль рано лишилась матери, в ее безоблачной, беззаботной жизни не было места чувству, появившемуся с приходом подруги покойной матери – Анны Ларсен. Девушку задевает равнодушие Анны. Однако равнодушие героини – это лишь маска, за которой она скрывает свою давнюю любовь к Реймону, отцу Сесиль. Он привлекательный мужчина, но слабохарактерен и легкомыслен.

Замечание 2

В своем дебютном произведении писательница задает характеры, которые в будущем будут появляется во многих ее романах: любящая, верная женщина и эгоистичный, непостоянный мужчина, неспособный оценить настоящие чувства.

Заглавие другого романа – «Прощай печаль» коррелирует с заглавием первого романа и выглядит как антипод дебютного произведения писательницы. При этом, это заглавие отсылает к тому же стихотворению, что и роман «Здравствуй, грусть». Заглавие «Прощай, печаль» метафорично, так как в нем присутствует обращение не к человеку, а к состоянию души, к чувству. И в этом заключается одна из особенностей поэтики Франсуазы Саган. Писательница не выплескивает наружу всю свою внутреннюю горечь, волнения, печаль, а словно уволит их в подтекст, скрывая их. Такая тенденция отражена в названиях ее произведениях.

Главный герой романа «Прощай, печаль» узнает о том, что смертельно болен. Болезнь перечеркивает все его оптимистичные планы на жизнь и заставляет задуматься о своих поступках и о своей жизни в целом. Раньше Матье легкомысленно шел по жизни, но теперь сумел полностью переосмыслить свое внутреннее состояние и отношение к самым близким людям. Угроза смерти, нависшая над ним, казалось, должна была повергнуть его в отчаяние. Однако происходит обратное. Герой произведения понимает, что на самом деле внутренняя печаль его сковала гораздо раньше, а болезнь помогла ему это осознать. Пересмотр ценностей заставляет Матье освободиться от этой давней печали.

Роман «Немного солнца в холодной воде» не является типичным для раннего творчества Франсуазы Саган. Главным героем этого романа является 35-летний журналист Жиль Лантье.

Замечание 3

В этом произведении вновь звучит главная тема творчества Саган – мужской эгоизм, который губит самоотверженную, любящую женщину.

У героя этого произведения есть все, что человеку требуется для счастья – яркая, притягательная внешность, обаяние, интересная работа, приносящая удовольствие и любимая женщина. Однако неожиданно у мужчины начинается тяжелая депрессия. Он отправляется на отдых в небольшой городок к Одилии, своей сестре. В городе он знакомится с Натали Сильвенер, красивой женщиной, «королевой города». Натали – жена судейского чиновника. Между ними вспыхивает роман, который постепенно возвращает Лантье к жизни. именно Натали Сильвенер становится для героя «солнцем в холодной воде». Но уже на первом свидании Натали предсказывает ему трагический финал.

В 1959 году вышел роман «Любите ли вы Брамса?». Сюжет произведения строится вокруг трех персонажей, которые заставляют друг друга страдать, но при этом не теряют обаяния.

Заглавие этого произведения отсылает читателя к музыке Брамса, а весь роман пронизан какой-то особой мелодикой, которая присуща фортепианной музыке великого композитора. Язык Франсуазы Саган можно сравнить с гениальной музыкой Брамса, чей мир произведений фантастичен, необуздан. Для музыки Брамса характерна меланхолия и томление, так и в романе записка Симона разбудила в Поль все эти чувства.

В основе заглавия романа Саган «Рыбья кровь» лежит фразеологизм. Так говорят о человеке, неспособном на сильные чувства. Считается, что у холодного и бесстрастного человека рыбья кровь. В оригинале, вместо слова «рыба» - слово «акварель», что является символом холодности прозрачных красок.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 17.04.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot