Справочник от Автор24
Найди автора для помощи в учебе
Найти автора
+2

Поэтика заглавий в творчестве Франсуазы Саган

Определение 1

Заглавие — это название произведения либо его части, которое служит для его идентификации и определяет его тему, идею, центральный образ или предмет.

Типология заглавий романов Ф. Саган

Франсуаза Саган является одной из самых ярких и оригинальных французских писательниц 20 века. В ее творчестве нашли отражение самые актуальные проблемы современного общества, такие как дегуманизация общества, эгоистичные и гедонистические стремления людей, утрата общечеловеческих ценностей и т.д. Заглавие для писательницы становится своеобразным концентратом авторских идей и играет роль ключа к пониманию произведения. Анализ заглавий романов писательницы позволяет более детально и четко увидеть художественный мир Саган.

В творчестве писательницы преобладают такие типы заглавий:

  • Заглавия, которые включают в себя абстрактные понятия и выражают эмоциональные состояния: «Здравствуй, грусть!», «Смутная улыбка», «Прощай, печаль»;
  • Заглавия с интертекстуальными включениями: «Любите ли вы Брамса?», «Здравствуй, грусть!», «Прощай, печаль!», «Недвижимая роза», «Немного солнца в холодной воде», «Волшебные облака», «Через месяц, через год»;
  • Метафорические заглавия: «Смутная улыбка», «Сигнал к капитуляции», «Синяки на душе», «Ангел-хранитель», «Рыбья кровь»;
  • Заглавия с предметным обозначением: «Смятая постель», «Поводок», «И переполнилась чаша», «В туманном зеркале»;
  • Заглавия, которые обозначают атмосферные явления и осадки, представляют образ космических тел: «Недвижимая гроза», «Волшебные облака».
  • Заглавия с номинацией персонажей, отношений между ними: «Приблуда», «Женщина в гриме».
Замечание 1

Многие заглавия произведений Франсуазы Саган являются отрывками «культурных кодов, ритмических структур, формул, социальных идиом и т. д..

«Поэтика заглавий в творчестве Франсуазы Саган» 👇
Помощь автора по теме работы
Найти автора
Скидки на первый заказ
Все промокоды
Собрали более 72 000 авторов учебных работ
Найти автора

Интертекстуальность заглавий произведений Ф. Саган

Заглавие первого романа Ф. Саган «Здравствуй, грусть» является отсылкой к стихотворению П. Элюара. Это вторично подчеркивается эпиграфом к роману.

В этом психологическом произведении Ф. Саган изображает своих персонажей из буржуазного слоя общества. Писательница рассматривает дружбу между дочерью и отцом, описывает свободу, а иногда даже и аморальность их жизни без проблем и забот, и абсолютного взаимного доверия.

Уже в первом абзаце романа автор обосновывает выбор заглавия романа. Главная героиня произведения – молодая девушка Сесиль. Ей 17 лет, она всего лишь на два года младше писательницы и по сути напоминает саму Франсуазу. Несмотря на то, что Сесиль рано лишилась матери, в ее безоблачной, беззаботной жизни не было места чувству, появившемуся с приходом подруги покойной матери – Анны Ларсен. Девушку задевает равнодушие Анны. Однако равнодушие героини – это лишь маска, за которой она скрывает свою давнюю любовь к Реймону, отцу Сесиль. Он привлекательный мужчина, но слабохарактерен и легкомыслен.

Замечание 2

В своем дебютном произведении писательница задает характеры, которые в будущем будут появляется во многих ее романах: любящая, верная женщина и эгоистичный, непостоянный мужчина, неспособный оценить настоящие чувства.

Заглавие другого романа – «Прощай печаль» коррелирует с заглавием первого романа и выглядит как антипод дебютного произведения писательницы. При этом, это заглавие отсылает к тому же стихотворению, что и роман «Здравствуй, грусть». Заглавие «Прощай, печаль» метафорично, так как в нем присутствует обращение не к человеку, а к состоянию души, к чувству. И в этом заключается одна из особенностей поэтики Франсуазы Саган. Писательница не выплескивает наружу всю свою внутреннюю горечь, волнения, печаль, а словно уволит их в подтекст, скрывая их. Такая тенденция отражена в названиях ее произведениях.

Главный герой романа «Прощай, печаль» узнает о том, что смертельно болен. Болезнь перечеркивает все его оптимистичные планы на жизнь и заставляет задуматься о своих поступках и о своей жизни в целом. Раньше Матье легкомысленно шел по жизни, но теперь сумел полностью переосмыслить свое внутреннее состояние и отношение к самым близким людям. Угроза смерти, нависшая над ним, казалось, должна была повергнуть его в отчаяние. Однако происходит обратное. Герой произведения понимает, что на самом деле внутренняя печаль его сковала гораздо раньше, а болезнь помогла ему это осознать. Пересмотр ценностей заставляет Матье освободиться от этой давней печали.

Роман «Немного солнца в холодной воде» не является типичным для раннего творчества Франсуазы Саган. Главным героем этого романа является 35-летний журналист Жиль Лантье.

Замечание 3

В этом произведении вновь звучит главная тема творчества Саган – мужской эгоизм, который губит самоотверженную, любящую женщину.

У героя этого произведения есть все, что человеку требуется для счастья – яркая, притягательная внешность, обаяние, интересная работа, приносящая удовольствие и любимая женщина. Однако неожиданно у мужчины начинается тяжелая депрессия. Он отправляется на отдых в небольшой городок к Одилии, своей сестре. В городе он знакомится с Натали Сильвенер, красивой женщиной, «королевой города». Натали – жена судейского чиновника. Между ними вспыхивает роман, который постепенно возвращает Лантье к жизни. именно Натали Сильвенер становится для героя «солнцем в холодной воде». Но уже на первом свидании Натали предсказывает ему трагический финал.

В 1959 году вышел роман «Любите ли вы Брамса?». Сюжет произведения строится вокруг трех персонажей, которые заставляют друг друга страдать, но при этом не теряют обаяния.

Заглавие этого произведения отсылает читателя к музыке Брамса, а весь роман пронизан какой-то особой мелодикой, которая присуща фортепианной музыке великого композитора. Язык Франсуазы Саган можно сравнить с гениальной музыкой Брамса, чей мир произведений фантастичен, необуздан. Для музыки Брамса характерна меланхолия и томление, так и в романе записка Симона разбудила в Поль все эти чувства.

В основе заглавия романа Саган «Рыбья кровь» лежит фразеологизм. Так говорят о человеке, неспособном на сильные чувства. Считается, что у холодного и бесстрастного человека рыбья кровь. В оригинале, вместо слова «рыба» - слово «акварель», что является символом холодности прозрачных красок.

Дата последнего обновления статьи: 17.04.2025
Не знаешь, как приступить к заданию?
За 5 минут найдем эксперта и проконсультируем по заданию. Переходи в бота и получи скидку 500 ₽ на первый заказ.
Запустить бота
Нужна помощь с заданием?

Эксперт возьмёт заказ за 5 мин, 400 000 проверенных авторов помогут сдать работу в срок. Гарантия 20 дней, поможем начать и проконсультируем в Telegram-боте Автор24.

Перейти в Telegram Bot