Особенности зарубежной литературы 20 века
Западная культура 20 века прошла два основных этапа. Первый этап соответствует позднему империализму, периоду массового производства и тоталитарного сознания. В этот период, в 1918-1945 годы, сформировались две новые формы культуры – кинематограф и радио, которые потеснили литературу.
Второй этап – период после 1945 года, когда происходит внутренняя перестройка буржуазного общества: формируются системы радикальной демократии, возникает общество потребления, наблюдаются процессы глобализации в мировой экономике. В результате информационной революции, произошедшей в конце 20 века, отношение человека к печатному слово в корне меняется, книги читают с электронных гаджетов, а роль литературы падает в связи с ростом конкуренции со стороны рок-музыки и кино.
При этом развитие литературы в 20 веке ускоряется, каждое десятилетие порождает новые литературные направления, формирует новые школы.
Направление реализма в 20 веке представлено большим количеством имен знаменитых писателей, однако несмотря на их прижизненную популярность, существование реалистического романа в этот период происходило в основном в силу инерции. Мировоззренческая основа реализма, которую составлял исторический оптимизм и вера в прогресс, была окончательно подорвана катастрофической действительностью 20 века. Поэтому формы реалистического повествования воспринимались читателем как пережиток прошлого. Лишь при соприкосновении с другими направлениями произведения писателей – реалистов становились подлинными событиями.
Применение формам реалистического повествования нашлось в массовой литературе, которая является феноменом литературы 20 века. Массовая литература подчиняется законам рынка, который ориентируется на разные категории потребителей. Эти произведения носят откровенно коммерческий характер, выполняют развлекательную функцию и непритязательны в художественном плане.
Однако, популярность массовой литературы оказала влияние на «высокую» литературу, когда серьезные писатели стали все чаще применять в своих произведениях стилевые штампы и приемы массовой литературы. Таким образом, основной чертой культуры 20 века является большая роль массовой литературы.
Наиболее плодотворными направлениями в зарубежной литературе рассматриваемого периода является модернизм, расцвет которого пришелся на первую половину века, и постмодернизм, который пришел на смену модернизма после 1945 года.
Модернизм в литературе 20 века
Зарождение модернизма в литературе произошло накануне Первой мировой войны. В двадцатые годы модернизм достигает расцвета одновременно в Америке и во всех западноевропейских странах. Направление модернизма является интернациональным. Он состоит из разных школ – имажизма, сюрреализма, экспрессионизма, конструктивизма, дадаизма и т.д. Модернизм стал революцией в литературе. Представители этого направления объявили о разрыве с традицией реализма, и вообще с западной культурно-литературной традицией.
Поколением первых модернистов остро ощущалась исчерпанность форм реалистического повествования, а также эстетическую усталость этих форм. Понятие «реализм» для модернистов трактовалось как поверхностность, скука размытых описаний, отсутствие усилия к самостоятельному познанию мира. ценность индивидуального творческого видения мира модернистами ставится превыше всего. А художественные миры, создаваемые писателями-модернистами, являются уникальными, непохожими друг на друга.
Жизнь модернистов выпала на тот период, когда рухнули ценности традиционной культуры гуманизма, когда свобода в западных демократиях и государствах тоталитарного режима означала совершенно разные вещи, когда кровавая бойня Первой мировой войны, применение оружия массового поражения, показали истинное значение и цену человеческой жизни, когда запрет на физическое насилие и духовное сменила практика массовых расстрелов и концлагерей. Таким образом, модернизм является порождением дегуманизированной эпохи. Отношение модернистов к ценностям гуманизма является неоднозначным, а мир представляется в жестком свете.
Модернисты рассматривают человеческое существование как краткий хрупкий миг. Задаче писателя является показать ужас, красоту и величие мгновений земного существования. Социальные проблемы в модернизме рассматриваются косвенно, в качестве неотъемлемой части портрета личности. Модернистский герой – «эвримен», любой человек - рассматривается в целостности своих переживаний и субъективного бытия.
Яркими представителями модернизма являются такие писатели, как:
- Марсель Пруст,
- Джеймс Джойс,
- Франц Кафка.
Культура постмодернизма
Термин "постмодернизм" относится к западной культуре после Второй мировой войны, к эпохе потребительского капитализма, электронных коммуникаций и новых технологий. Эти черты дестабилизируют, видоизменяют традиционные культурные механизмы. Книга теряет свое привилегированное положение.
Ряд ученых считает, что постмодернизм – это продолжение модернизма, и является продолжением модернистских традиций на новом историческом этапе. Другие ученые считают, что в культуре постмодернизма четко прослеживается разрыв с модернизмом.
Существует и еще один подход, когда ученые видят в прошлом писателей, которые в своем творчестве уже отражали идеи модернизма. При таком подходе к постмодернистам относят маркиза де Сада, Эзра Паунда и многих других.
Теоретики постмодернизма считают, что в постмодернизме отвергается трагизм в переживаниях, элитарность, которые присущи модернизму. К тому же, постмодернизм переживает дегуманизацию планеты, конец человека и истории. Литература модернизма изображала трагедию существования личности, а постмодернистская литература выражает усталость человека от борьбы, отражает пустоту существования.
Понятие игры лежит в основании постмодернизма, который заявляет, что настало время отказаться от категорий подлинного и прекрасного, так как существующий мир – это мир однодневных фальшивок, мир имитаций. Прослеживается идея отсутствия абсолютных истин.
Степень самосознания в произведениях постмодернистов вырастает, вырастает степень самокритики.
Крупнейшими писателями постмодернизма являются:
- Клод Симон,
- Патрик Зюскинд,
- Томас Пинчон,
- Грэм Свифт,
- Умберто Эко,
- Габриэль Гарсиа Маркес,
- Хулио Кортасар.