Биография Мольера
Настоящее имя известного французского комедиографа XVII века Жана-Батиста Мольера было Жан-Батист Поклен. Он родился 15 января 1622 года в Париже, был родом из буржуазной семьи, которая на протяжении нескольких веков занималась ремеслом обойщиков-драпировщиков. Когда мальчику было десять лет, его мать умерла от туберкулеза. Отец был камердинером Людовика XIII.
Поклен поступил в престижную иезуитскую школу - Клермонский колледж. В колледже Поклену особенно хорошо давалась латынь, он с легкостью читал произведения греческих и римских авторов.
После окончания колледжа Поклен решил выбрать профессию актера. Он взял себе сценический псевдоним Мольер. В возрасте 21 года Мольер стал главой труппы из десяти человек, под названием «Блистательный театр». В Париже уже были популярные театры, «Блистательный театр» не смог выдержать конкуренцию, поэтому актеры решили проводить свои спектакли по большей части в провинциальных городках.
Мольер ставил спектакли в провинции на протяжении 13 лет. Это помогло приобрести ему бесценный жизненный опыт.
Начиная с 1645 года Мольер вместе со своими актерами вступает в труппу, во главе которой стоял известный французский актер Шарль Дюфрен. С 1950-го года эту труппу начинает возглавлять сам Мольер. Именно для своей труппы он и начал писать пьесы и фарсы.
Известность к Мольеру пришла после того, как он сочинил две крупные комедии в стихах «Шалый, или Всё невпопад» (1655) и «Любовная досада» (1656).
В конечном итоге труппа Мольера добилась успеха. В 1658 году по приглашению младшего брата короля Франции его труппа прибыла в Париж.
Приехав в Париж, свою первую пьесу Мольер поставил в Луврском дворце, где присутствовал Людовик XIV. Фарс, который был поставлен, назывался «Влюблённый доктор», он имел огромный успех и во многом определил судьбу труппы и самого Мольера. Король предложил им выступать в придворном театре. С этого момента начинается продуктивная драматургическая деятельность Мольера. Он продолжал писать свои талантливые произведения вплоть до самой своей смерти.
В 1662 году Мольер обвенчался с актрисой Армандой Бежар, которая была моложе его на 20 лет.
В 1660-е годы были очень плодотворными в творчестве драматурга. Он пишет множество своих известных произведений и играет в театре.
В конце жизни драматург был серьезно болен, но продолжал писать и играть в театре. Последним его произведением стала пьеса «Мнимый больной», написанная в 1673 году.
Исполняя одну из ролей в этой комедии, прямо на сцене Мольер почувствовал себя плохо. Его принесли домой, где он и скончался 17 февраля 1673 года.
Творчество Мольера
К сожалению, большинство комедий, написанных Мольером в провинции, не сохранились. Первыми сохранившимися до сегодняшних дней произведениями Мольера являются две комедии в стихах — «Шалый, или Всё невпопад» и «Любовная досада». Они были написаны в традициях итальянской комедии.
Первой его пьесой, написанной по возвращению в Париж, была одноактная комедия «Смешные жеманницы». В комедии высмеивались вычурность, манерность разговора и поведения. Недоброжелатели добились двухнедельного запрета на показ комедии, после которого она стала еще популярнее.
В 1660 году вышла комедия «Сганарель, или Мнимый рогоносец», отличающаяся искрометным юмором. В этой комедии впервые появился в качестве героя Сганарель, который в последствии будет фигурировать во многих пьесах Мольера.
В 1661 году вышло произведение «Школа мужей», а в 1662 году вышла еще более зрелая работа «Школа жен». Эти пьесы обозначили переход творчества Мольера от обычных комедий к социально-психологической комедии воспитания. В этих работах Мольер поднимает ряд важных вопросов отношений мужичин и женщин.
Недруги конечно же обрушились с критикой на эти произведения. Мольер в ответ на их нападки написал небольшую полемическую пьесу «Критика «Школы жён»».
Мольер ставил перед собой цель доказать, что жанр комедии не чуть не ниже, чем жанр трагедии, а в некоторых случаях еще и выше. Об этом он упоминает в «Школе жен».
В 1963 году вышла пьеса «Версальский экспромт». Комедия рассказывает о работе театра.
Постепенно связи Мольера с двором короля только укрепляются. Писатель в это время создаёт жанр комедии-балета, который стал весьма популярен при дворе. Первой его комедией-балетом стала «Несносные». Она высмеивала светских щеголей, дуэлистов, педантов. Комедия имела большой успех.
После неё в 1664 году последовала комедия в том же жанре «Брак поневоле». В ней Мольер наилучшим образом сумел соединить фарсовый и балетный компонент, значительно возвысил этот жанр.
Мольер создал два типа комедии-балета:
- фарсовый бытовой тип («Любовь-целительница», «Сицилиец, или Любовь-живописец», «Господин де Пурсоньяк», «Мещанин во дворянстве», «Графиня д’Эскарбаньяс», «Мнимый больной»)
- галантно-пасторальный тип («Мелисерта», «Комическая пастораль», «Блистательные любовники», «Психея»).
В поздние годы творчества основной темой произведений Мольера было высмеивание буржуазии, которая желала подражать аристократии. Наиболее яркими произведениями этой тематики являются: «Жорже Дандене» и «Мещанин во дворянстве».
Не забывает Мольер и про свою любимую тему брака и семьи. Эти вопросы он поднимает в своих более поздних пьесах «Ученые женщины», «Мнимый больной».
Наиболее известные произведения
В 1664 году Мольером была написана провокационная пьеса «Тартюф, или Лицемер». В первой редакции главным героем, которого высмеивают в комедии, был лицемерный священнослужитель – развратник и предатель. Пьеса вызвала множество недовольств. После редактирования пьеса все же была поставлена, но вскоре снова появился запрет на ее показ.
В последней редакции пьесы главный герой уже не являлся священнослужителем. Но нельзя сказать, что это прибавило комедии мягкости, скорее наоборот. В ней он поднимает важные социальные вопросы.
В 1665 году вышла комедия «Дон Жуан, или Каменный пир». В этой комедии Мольер высмеивал феодальное дворянство. В основе сюжета положена легенда о Дон Жуане. В образе Дон Жуана он воплотил негативные черты французской аристократии.
В 1666 году вышла пьеса «Мизантроп». Главный герой комедии обличает человеческие пороки, негодует над тем, что происходит в обществе, но в то же время имеет ряд негативных черт: несдержанность, вспыльчивость, бестактность. Но поклонники творчества Мольера достаточно холодно восприняли эту пьесу. От Мольера они ждали в первую очередь развлечений.