Кобо Абэ был выдающимся японским писателем, сценаристом и драматургом. По его романам снимались фильмы и ставились пьесы. Основной темой в творчестве писателя был человек, ищущий собственную идентичность в современном мире. Его произведения нельзя назвать развлекательными, они скорее философские.
Имя писателя на японском языке звучит - Кимифуса, а Кобо-это его произношение на китайском.
Биография Кобо Абэ и его творческий путь
Японский классик родился 7 марта 1924 года на севере города Токио, а детство прошло в китайском городе Мукдене, провинции Манчжурия. Здесь он учился в школе на средней ступени до 1940 года. Его отец был медиком в университете Мукдене.
Вернувшись в Токио, он начал знакомиться с родной японской культурой. В Токио он окончил школу Сэйдзё. После окончания школы он решает пойти по стопам отца и в 1943 году поступает в Токийский императорский университет. Окончив в 1948 году университет, он неудовлетворительно сдает квалификационные экзамены, что не позволяет ему работать практикующим врачом.
Учась в университете, юноша начал свой творческий путь, написав в 1947 году первый сборник стихов под названием «Анонимные стихи». Кобо сам напечатал весь тираж 62-страничной книги на мимеографе. В своих стихах он обращался с отчаянием к послевоенной молодежи с призывом протеста против реальности.
После философских стихов молодой писатель переходит к прозе. В том же 1947 году он заканчивает роман «Глиняные стены». Роман состоял из трех томов записок молодого японца, который решил прекратить все связи с родным городом и ушел странствовать. В путешествии он попал в плен к банде. Своим романом Кобо пытался философствовать на тему свободы. Рукопись Кобо показал своему школьному учителю, которому очень понравился роман, и он помог автору в его издании в литературном журнале «Современная литература». В 1948 году первый том романа появился на страницах журнала «Индивидуальность».
Получив известность, благодаря своему дебютному произведению, Кобо Абе получает приглашение о вступлении в объединение «Ночь».
Чуть позже роман издается отдельной книгой под названием «Указатель в конце дороги».
В 1950 году Кобо в сотрудничестве с Хироси Тэсигахара и Синъити Сэги создает свое объединение под названием «Век».
В феврале 1951 года в журнале «Современная литература» выходит повесть «Стена. Преступление S. Кармы». Произведение получилось неординарным и походило на творение Льюиса Кэролла «Алиса в стране чудес». В нем он описывал свои воспоминания о жизни в Китае.
В этом произведении видно стилистическое становление молодого писателя. Он далек от реализма и все время пытается рассуждать на тему глобального одиночества человека в мире.
Эта повесть была удостоена престижной литературной премии Акутагавы. Во время обсуждения на конкурсе повесть Кобо Абе была раскритикована одним из членов жюри, но остальные голосующие подали свои голоса за присуждение премии талантливому писателю.
Позже повесть «Преступление S. Кармы» была переименована и дополнена рассказами: «Барсук с Вавилонской башни» и «Красный кокон» и вышла отдельным изданием под названием «Стена».
После такого успеха Кобо продолжает писать повести и пьесы, по которым снимаются фильмы и ставятся пьесы в театрах. Самыми успешными экранизациями писателя стали киноленты, снятые режиссером Хироси Тэсигахара по романам: «Сожженная карта», «Чужое лицо» и «Женщина в песках». Последняя экранизация имела две номинации на премию «Оскар».
В 1950-х годах писатель вступил в общество «Народная литература», а после объединения этого общества с «Новой японской литературой» Кобо Абе вступает в Коммунистическую партию Японии. В 1961 году выступив с критикой нового курса партии, он был из нее исключен.
В 1973 году писатель организует свой театр под названием «Студия Абэ Кобо». Здесь он ставит спектакли по написанным им самим пьесам. Труппа театра состояла из двенадцати человек. «Студия Абэ Кобо» со своими постановками была известна в Европе, их выступления ценились зарубежной публикой. Особенный и необычный подход постановок вызывал большой резонанс в культурном мире каждой посещенной ими страны, но на родине критики игнорировали творчество Кобо и его театра. Не смотря на успех за границей, в 1980 году театр все же прекратил свое существование.
В начале 1980-х годов Кобо увлекся творчеством немецкого философа Элиаса Канетти и колумбийского писателя Габриэля Гарсиа Маркеса. Труды этих творцов так сильно потрясли Кобо, что при любом своем выступлении на публике и в своих произведениях он непременно упоминал их имена, что привело к увеличению аудитории этих авторов в Японии.
Кобо Абе увлекался музыкой. Он первым из числа непрофессиональных музыкантов приобрел для себя синтезатор. Его писатель использовал для создания звуковых эффектов для своих театральных постановок.
Так же писатель очень увлекался фотографией. Его снимки были использованы для оформления полного собрания сочинений «Синтёся». Увидеть их можно на обратной стороне каждого тома собрания. Самым излюбленным объектом писателя как фотографа были мусорные свалки.
На десятой международной выставке изобретателей Кобо Абе был награжден серебряной медалью за изобретение простой и удобной цепи противоскольжения, которую необходимо надевать на автомобильные шины. Так же ему принадлежит патент на это изобретение.
В 1984 году вышло последнее произведение автора –¬ «Вошедшие в ковчег».
За всю свою творческую биографию писатель написал лишь десять произведений, но многие из них вошли в сокровищницу мировой литературы.
В 1992 году писателя номинировали на Нобелевскую премию, но получил ее поэт Дерек Уолкотт.
Личная жизнь писателя
Будучи еще студентом Кобо Абэ женился на художнице Мати . Она играла важную роль в творчестве писателя, помогая ему в оформлении его книг и декораций к спектаклям в театре.
Писатель был скрытным человеком и не любил бывать на публике. Несмотря на всемирную славу, он предпочитал жить в уединении. Избегал встреч с журналистами, сосредоточившись только на литературе.
В декабре 1992 года работая над очередным творением, у Кобо случился инсульт. После лечения в госпитале и выписки домой его состояние вновь ухудшилось. Несмотря на продолжение лечения, 22 января 1993 года на 69-м году жизни писатель скончался.
Среди всех японских писателей современности Кобо Абэ считается самым «европейским» автором. Его творчество основано на замысловатой и символичной литературе Японии, но в тоже время подпитано наследием западной философии и культуры.