Биография Д. Дидро
Дени Дидро – один из самых выдающихся просветителей 18 века, блестящий литературный критик. Великий мыслитель-материалист, теоретик искусства, талантливый публицист, писатель, издатель «Энциклопедии», Дидро сыграл большую роль в развитии эстетической, философской и общественно-политической мысли эпохи Просвещения.
Он критиковал всякого рода схоластику, боролся за сближение литературы и философии с живой действительностью, выступал за реалистически правдивое, понятное, близкое народу искусство и против различных форм социально угнетения и деградирующей дворянской культуры. Лучшие произведения Д. Дидро овеяны духом бунтарства против церкви и феодального строя. Также в его произведениях осуждаются складывающиеся буржуазные отношения.
Дени Дидро является представителем демократического, левого крыла французского Просвещения. Несмотря на буржуазную ограниченность, присущую ему, Дидро в своем творчестве отражал интересы народных масс, которые поднимались на борьбу за освобождение. В его призывах к действию, в прославлении людей, обладающих большим гражданским мужеством, во взволнованном стиле ощущается дыхание неумолимо приближающейся революции.
Родился Д. Дидро в 1713 году в семье состоятельного ремесленника. Его отец был талантливым ножевым мастером. Сначала Д. Дидро учился в местной школе в г. Лангре, затем в Париже. Родители прочили ему будущее священнослужителя, но Дидро не был готов связать себя с какой-либо определенной профессией. Он изучает английский, латинский, итальянский, греческий языки и математику. За строптивый характер отец лишил его материальной поддержки. На протяжении нескольких лет Дидро жил в нужде, ютился на чердаках, на жизнь зарабатывая случайными литературными заказами и частными уроками. Однако тяжелое материальное положение и лишения не смогли сбить его с избранного пути. Он готовит себя к деятельности писателя, критика, философа. Он много читает. Его интересуют труды по философии, истории, по естественным наукам. Он не просто усваивает научные достижения прошлого, а ищет способы решения вопросов, пытаясь привлечь лучшие открытия человеческой мысли на службу общественного прогресса.
«Философские мысли», «Письмо о слепых» Д. Дидро
В 1746 году появляется сочинение «Философские мысли», первое оригинальное сочинение Дидро. Сразу же после его выхода в свет, парламент приказал уничтожить сочинение. Но репрессии лишь усилили интерес со стороны общественности к работе Дидро. Сочинение было издано нелегально и получило массовое распространение.
Целью «Философских мыслей» является освобождение человеческой природы и мышления от гнета религиозных догматов.
С присущей ему страстью Дидро защищает свободу человека, однако пока еще он не отказывается от признания бога, объясняя гармонию и красоту мира божественной волей.
В 1749 году Д. Дидро анонимно выпускает «Письмо о слепых в назидание зрячим». В этой работе он отказывается от теологической точки зрения и переходит на позицию атеизма и материализма.
«Письмо слепым» критически направлено против теологов, доказывавших врожденность человеческих идей, а также божественное происхождение ума и различных понятий.
В этом сочинении Дидро подводит к выводу, что представления о мире всецело зависят от опыта. Как подлинный материалист Д. Дидро рассматривает сами представления как результат отражения окружающей действительности. В «Письме» он отмечает удивительную способность человека приспосабливаться к внешним обстоятельствам. Люди, которые не могут видеть, этот недостаток восполняют обостренностью других органов чувств. Дидро отвергает божественное происхождение человека и вселенной, обвиняет церковников в спекуляции на загадках природы.
Сочинение вызвало большой переполох. Было установлено авторство Дидро и философа привлекли к ответственности за пропаганду атеистических идей и за богохульство.
В 50-60 годы Дидро занимается подготовкой «Энциклопедии», но деятельности в других сферах он не прекращает. В этот период он создает несколько художественных произведений:
- драмы «Отец семейства», «Побочный сын»;
- роман «Монахиня»;
- сатирический диалог «Племянник Рамо».
«Племянник Рамо»
В сатирическом диалоге «Племянник Рамо» присутствуют два персонажа –Рамо и авторское «я» (не идентичное самому Д. Дидро), собеседник Рамо, который наблюдает, расспрашивает, оценивает поступки Рамо, при этом оценивает он их с высоких просветительских понятий, твердо убежденный в незыблемости таких понятий, как справедливость, добро, истина, гуманность, разум. Собеседник в этом смысле является лишь рупором определенной концепции, а его образ не индивидуализирован, дан в общих контурах. Совсем другое дело Рамо. Его оценка и характеристика отличается большой сложностью, так как в нем много абсолютно разных и иногда даже взаимоисключающих черт. Некоторые черты вызывают желание рассмеяться, а другие возбуждают негодование и возмущают.
В характере племянника Рамо интересно сопоставление «добрых качеств», которым он наделен от природы, и «дурных», навязанных обществом. С одной стороны – редкая проницательность, способность метко раскрывать сущность за обманчивой видимостью и исключительный музыкальный талант, незаурядные актерские способности. С другой же стороны – цинизм, себялюбие, черты прихлебателя.
В таком соединении пресмыкательства, низости и позиции превосходства, которая позволяет ему судить все и всех, главный герой романа неповторим, своеобычен. Вместе с этим образ Рамо – обобщенный, сквозь него просматривается французское общество того времени. Читатель обнаруживает картину внешнего мира, который окружает героя. Перед ним проходит целая череда персонажей – и князь, который содержит артистку Гимар, и родители детей, которым Рамо преподает уроки музыки, и хозяин дома, в котором Рамо обедает, и поэты-неудачники, и «жалкие музыканты», и т.д.
Рамо — это плоть от плоти окружающего его общества, его зла и пороков. Однако именно потому, что он предельно откровенен, не лицемерит, Рамо каждым шагом и каждой репликой разоблачает общество. Выворачивая наизнанку свой внутренний мир, он обнажает все скрытые пружины, управляющие поступками окружающих. И вдруг происходит совершенно неожиданное. Этот персонаж, отравленный всеми пороками, циничный, но видящий все насквозь, вдруг одерживает победу над антагонистом – полным иллюзий, одушевленным благородными моральными принципами и высокими идеями просветителем.