«Фауст» справедливо признается вершиной творчества Гете, каждая строчка произведения поражает своей семантической емкостью, уместностью, простотой, афористичностью. Свое главное произведение Гете создавал почти шестьдесят лет.
Сам автор не скрывал, что в основание произведения он положил идею о споре Господа и Дьявола по поводу судьбы человека, образ Фауста взят из библейского мифа об Иове, повествующего об искушениях праведника.
Особенности сюжета
На страницах произведения представлен весь мир во всем многообразии проявлений его противоречивости и одновременно целостности. Уже в завязке трагедии ангелы развертывают перед Богом гармоничную и грандиозную картину мироздания, однако Гете резко нарушает эту гармонию, вводя «плута и весельчака» - Падшего Ангела.
Весь сюжет трагедии базируется на вопросе: будет ли Фауст повержен, «ползая в помете, жрать прах от башмака», как полагает Мефистофель, либо же ему уготована иная, более завидная судьба и, несмотря на то, что человек слаб ему удастся избежать соблазна.
В споре Господа с Дьяволом последний следующим образом охарактеризовал сущность человека:
«Он лучше б жил чуть-чуть, не озари
Его ты божьей искрой изнутри.
Он эту искру разумом зовет
И с этой искрой скот скотом живет»
Мефистофель подчеркивает, что без разума человек жил бы лучше, он не смог творить бы зла. Гете полемизирует с мыслителями Просвещения, которые создали радужный портрет идеального человека.
Мефистофелю не нравится это творение Господа, которое, по его мнению, все время прыгает в надежде взлететь, однако неизменно падает на землю и продолжает петь свою старую песню. Гетевский же Бог верит в человека, в то, что любой ищущий разум рано или поздно будет освещён лучом света.
Таким предстает и Фауст, который стремится достигнуть совершенства. Фауст верит в том, что человек – это земное отражение божества:
«Я, названный подобьем божества»
Осознание того, что человек – подобие Бога на земле побуждает его к богоборчеству. Разочарование в собственной жизни, в возможностях постичь «всю мира внутреннюю связь» толкает его на сделку с дьяволом, который в обмен на его бессмертную душу готов выполнить все желания Фауста на земле. Мефистофель уверен в собственной победе.
Фауст Гете стремится к недостижимым идеалам, к абсолютному счастью, которого нет и быть не может. Без страдания счастье – стагнация и гибель. Гете утверждает, что человек всегда будет бороться за собственные идеалы, поскольку именно в этой борьбе человечество черпает энергию и силы для выживания.
Персонажи трагедии
Фауст давно стал архетипом немецкого национального самосознания. В его образе с наибольшей обобщенностью нашел свое воплощение конфликт между интеллектом и этикой, который не утрачивает своей актуальности ни в одну историческую эпоху, однако в различные эпохи разрешается по-разному:
- либо в пользу смиренному благонравию
- либо в пользу ищущему истину разума.
Фаусту претит дух сухой науки, он стремится к познанию истинной сути вещей.
Зеркальным отражением Фауста является Мефистофель, его живая часть такая же метущаяся и постоянно ищущая, только со знаком «минус». Возникает вопрос: если в мире есть зло, то почему Творец его терпит? Гете находит ответ на этот вопрос в том, что между Богом и дьяволом есть своего рода «симпатия». Мефистофель символизирует человеческую активность, он символизирует зло. В свою очередь без борьбы противоположностей, постоянного противостояния Добра и Зла нет и не может быть развития, жизни как таковой. Зло, воплощённое в облике Мефистофеля, само вызывает Человека на борьбу с ним. Человек же без борьбы «расчеловечивается», теряет свою божественную сущность. Получается, Зло, борьба с ним позволяет сохранять человеческое в человеке, осуществлять постоянное самопознание.
Мефистофель – дух отрицания, воплощение противоречия, опровержения всего, что часто кажется незыблемым в человеческом бытии. Он – соперник не только Бога и человека, но противник самой жизни, ее непрерывного потока:
«Повремени; остановись!»
В этой формуле заключается вся сущность Мефистофеля, он стремится подменить жизнь и движение покоем и неподвижностью, «смертью при жизни», но в своей борьбе с движением, Жизнью он невольно способствует продолжению этой жизни, становится:
«Я - части часть, которая была
Когда-то всем и свет произвела.»
Отдельно следует остановиться на образе Маргариты, посланной омоложенному Фаусту Богом. Наивная провинциалка, мещанка, которая не задумывается над глобальными проблемами, над разрешением которых всю жизнь работал старик-ученый, не интересуют Маргариту. Гете наделяет женский образ мощным духовным потенциалом. По сути, Маргарита вписывается в излюбленный гетевский типаж героини, обладающей ангельской душой. В то же время, в отличие от других героинь, Гретхен – трагическая героиня. Она не предает свою любовь, в отличие от других героинь, но она гибнет, став героической личностью, способной делать собственный выбор.
Изначально Маргарита светла и светел мир, ее окружающий, однако постепенно она погружается во тьму. Под влиянием Мефистофеля она (неосознанно) убивает мать, а затем (осознанно) и ребенка. Осознание всего ужаса произошедшего, заключение в тюрьму сводят девушку с ума. Но и в тюрьме она оказывается неготовой принять помощь нечистой силы, она делает трагический выбор, жертвуя собственной душой во имя Фауста, за что и получает вердикт:
«Спасена!»
Душа Маргариты устремляется вверх, в небеса, а Мефистофель впервые испытывает страх перед величием, самоотверженностью человека.
Таким образом, на основании проведенного анализа можно сделать вывод, что в основании конфликта бессмертного произведения Гете – извечный конфликт между светом и тьмой, между добром и злом, между Творцом и Мефистофелем. Главной ставкой в этом извечном споре выступает человеческая душа, равно склонная как к добру, так и злу.