«Потерянное поколение» - так на Западе называли молодых людей, воевавших на фронтах Первой мировой войны (вне зависимости от страны, за которую они сражались) и вернувшихся домой искалеченными морально или физически.
Литература "потерянного поколения"
В американской и западноевропейской литературе первой половины 20 столетия одной из основных тем стала тема Первой мировой войны, а также ее последствий как для всего человечества, так и для отдельно взятого человека. По своей масштабности и жестокости эта война превосходила предыдущие военные конфликты. Вдобавок, в ходе этой войны было крайне сложно определить, где правда и ради какой цели каждый день гибнут тысячи людей. Также неясным оставалось то, как должна была завершиться эта война «всех против всех» и чем. То есть, Первая мировая война поставила перед людьми целый ряд сложнейших вопросов и заставила переоценить существовавшие представления о совместимости политики и гуманизма, войны и справедливости, интересов государства и судьбы личности.
К произведениям авторов, которые в своем творчестве отразили трагический опыт первой мировой войны, стали применять такое определение, как литература «потерянного поколения».
Впервые это выражение было употреблено писательницей Гертрудой Стайн, в позже ее процитировал Эрнест Хемингуэй в эпиграфе к своему роману «И восходит солнце».
«Потерянное поколение» - это те, что не вернулись с фронта или вернулись физически или духовно искалеченным. К литературе «потерянного поколения» относят произведения:
- Э. Хемингуэя («Прощай, оружие!», «И восходит солнце»);
- Фрэнсиса Скотта Фицджеральда («Ночь нежна», «Великий Гэтсби»);
- У. Фолкнера («Шум и ярость»);
- Э. М. Ремарка («Три товарища», «На Западном фронте без перемен», «Триумфальная арка», «Возлюби ближнего своего», «Жизнь взаймы», «Время жить и время умирать»);
- Д. Д. Пассоса («Три солдата»);
- Р. Олднгтона («Все люди – враги». «Смерть героя»).
Представители «потерянного поколения» в романах Э. М. Ремарка
Термин «потерянное поколение» стал лейтмотивом в творчестве немецкого писателя-антифашиста Э. М. Ремарка.
«Потерянное поколение» - это люди, которые прямо со школьной скамьи уходили на фронт.
Они тогда по-ребячески безоговорочно и ясно верили всему, что слышали, чему их учили, что прочли о цивилизации, прогрессе, гуманизме. Они верили звонким лозунгам либеральных или консервативных, социал-демократических или националистических партий, верили всему, что им говорили в родительском доме, в университете, на страницах газет и т.д.
В произведениях Ремарка за ровным голосом беспристрастного повествователя скрывается столь мощный напор боли и отчаяния этих людей, что его стиль некоторые исследователи определяли как оплакивание погибших на войне, даже если персонажи и не погибали от пуль. Каждое его произведение – это реквием по поколению, которое из-за войны не успело сформироваться. Война разметала их идеалы, словно карточные домики, разрушила их несостоявшиеся ценности, которым они вроде бы обучались, но не получили возможности их применить. С предельной откровенностью война обнажила циничную ложь авторитетов и государственных столпов, она наизнанку вывернула общепринятую мораль, повергла этих досрочно состарившихся мальчишек в пучину одиночества и неверия, откуда невозможно вернуться. Именно эти юнцы являются главными героями писателя.
Война, а затем тяжелые послевоенные годы разрушили не только промышленность, сельское хозяйство, но и нравственные представления общества. Перемешались понятия «плохо» и «хорошо», обесценились нравственные принципы.
Некоторые молодые немцы поддерживали революционную борьбу, однако большая часть просто была растеряна. Они сочувствовали, сострадали, боялись, ненавидели почти все. Они не знали, как жить дальше.
Особенно тяжело было сохранять нейтралитет бывшим солдатам, честно воевавших, рискуя своей жизнью. Они утратили доверие ко всему, что их окружали и не знали, за что им бороться дальше. Теперь же эти люди шли по жизни с очерствевшим сердцем, опустошенной душой. И единственные ценности, которым они остались верны, это мужская дружба и солдатская солидарность.
В романе «На Западном фронте без перемен» Э. М. Ремарк описывает то, что довелось пережить ему самому. Во время Первой мировой войны Ремарк служил сапером. Во время боя товарищ писателя Кристиан Кранзбьхлер был ранен снарядом. Ремарк спасает его. В произведении Кристиан получил имя Франц Кемерих. На страницах романа он умирает в госпитале.
Бессмысленность окопного существования завершается такой же бессмысленной смертью. Итогом произведения становится его название. Когда герой романа умирает, по радио передают типичную сводку: «На Западном фронте без перемен». Роман имеет антимилитаристский пафос, и это в целом было настолько очевидно и убедительно, что в 1930 году книга Ремарка была сожжена фашистами.
В романе «Возвращение» писатель говорит о судьбе представителе «потерянного поколения» в послевоенный период. Эрнст Брикхольц, главный герой романа, продолжает линию главного героя произведения «На Западном фронте без перемен». Эрнст и его фронтовые товарищи, вернувшиеся домой после войны, это недоучившиеся школьники, которым пришлось стать солдатами. Хоть уже оружейные залпы отстреляли, в их душах война продолжает свою работу. Эти юноши бросаются искать укрытия. Идя по открытой местности или услышав визг трамвая. «Всюду, всюду это наваждение…».
Однако самое страшное даже не это. Самое страшное - это то, что они не могут найти средства существования, не могут устроиться в жизни. Кому-то еще нужно доучиться в школе, а те, кто до войны работал, уже потерял свое место, а найти новое невозможно.
Роман «Возвращение» раскрывает историю распада фронтовой дружбы, единственного якоря спасения героев. В романе распад дружбы показан как трагедия. «Возвращение» - антивоенное произведение, роман-предупреждение.