Эрнст Теодор Амадей Гофман – писатель, творчество которого представляет собой ярчайший образец немецкого романтизма XIX века.
Гофман был чрезвычайно одарённым человеком в трёх направлениях – он известен как музыкант, художник, литератор. В своё время, произведениями Гофмана, восхищались многие легендарные писатели: Эдгар По, Оноре Де Бальзак, Фёдор Михайлович Достоевский.
Детские годы Гофмана
Гофман родился в семье Кристофа Людвига Гофмана и Ловизы Альбертины Дёрфер в 1776 году в Пруссии. Отец служил адвокатом. Мальчика крестили как Эрнста Теодора Вильгельма, а в 29 лет он дал себе новое имя - Амадей, так как Вольфганг Амадей Моцарт был его кумиром. Родители не долго прожили в браке и развелись, когда Эрнсту было всего три года, после чего его отдали на воспитание бабушке. Огромное значение в становлении личности мальчика играл его дядя, который тоже служил юристом, был необычайно талантлив и умён, а, по личному мнению Эрнста, чересчур скрупулёзным, исполнительным и аккуратным. Отношения племянника с дядей складывались довольно непросто, но невзирая на это, именно благодаря дяде, Гофман смог обнаружить свой талант в искусстве.
Отец и дядя молодого Эрнста Гофмана являлись для него примерами, поэтому он решил заняться юриспруденцией. Молодой человек на отлично закончил обучение в Кёнигсбергском университете и уехав из родного города, несколько лет отдал службе судьёй, сначала в Глогау, позднее в Познани, Плоцке и Варшаве.
Но такая мещанская жизнь не устраивала Гофмана, он пытался разорвать рутину, которая всё глубже затягивала его, и постепенно начал зарабатывать на жизнь любимым делом. В 1807 году, живя в Берлине, Эрнст целый год давал уроки музыки в частном порядке. Одной из его учениц была Дора Хатт. На тот момент она была замужем и у неё было пятеро детей. Гофман встречает в женщине родственную душу, которая понимает его неутолимое желание бежать от беспробудных серых дней.
Пара была в отношениях несколько лет, после чего по городу стали распространяться сплетни, а чуть позже у Доры родился шестой ребёнок и дядя с отцом отправляют Эрнста в Глогау. Там молодому человеку предстояло жить ещё с одним его дядей. Первое время Гофман периодически ездит к родственникам, чтобы встречаться с любимой, но постепенно их пути расходятся. Дора Хатт, разводится с мужем и повторно венчается, на сей раз со школьным учителем, а Гофман, по наставлению родни, обручается с двоюродной сестрой из Глогау.
Музыкальное творчество
Для создания своих музыкальных шедевров Гофман выбрал имя Иоганн Крейслер. Популярность завоевали многие произведения автора, среди них:
- Аврора и Ундина, оперы, написанные в 1812 и 1816 году соответственно;
- балет Арлекин, созданный в 1808 году;
- огромное количество сонат для фортепиано, написанных с 1805 по 1808 года.
С 1808 года Гофман в течение шести лет работает в театре Бамберга капельмейстером, затем на театральных подмостках Дрездена и Лейпцига дирижёром, после чего вынужден возвратиться на службу государству. Позже Эрнст Гофман попробовал себя в карьере критика музыки. Объектами его внимания были как композиторы-современники, так и музыкальные деятели прошлых столетий. На своих статьях критик оставлял имя Иоганн Крейслер, оно было подобрано Эрнстом из своего литературного произведения.
Сдав очередной госэкзамен в 1800 году, Гофман встречает Михаэлину Рорер-Тжчиньскую, которая в скором времени становится его женой. Эрнст вынужден был принять католическую веру и разорвать отношения с Минной Дерфер, чтобы венчаться с Михаэлиной. Пройдя этот сложный путь, Эрнст не пожалел о нём ни разу. Михаэлина до конца жизни всегда и во всём поддерживала супруга, была его самым надёжным партнёром на все времена. Михаэлина или Миша, как ласково называл её сам писатель, стала тихой пристанью Эрнста, которая была важна в жизни этого легендарного и трудолюбивого человека.
Литературная деятельность Эрнста Гофмана
Поэма «Кавалер Глюк» вышла на страницах музыкальной газеты города Лепйциг в 1809 году, она стала первым литературным детищем Эрнста Гофмана. С 1814 по 1815 годы писатель работал над созданием книги «Фантазии в манере Калло», в которую входило несколько новелл и очерков. Сборник объединял один главный герой. Расцвет в писательской карьере происходил с 1814 по 1822 годы, когда автор вернулся к работе в юридической сфере. В эти же годы Эрнст Гофман создал свои неподражаемые фантастмогорические сочинения, такие как:
- «Эликсиры сатаны»;
- «Принцесса Брамбилла»;
- «Щелкунчик и Мышиный король»;
- «Ночные этюды»;
- «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер»;
- «Жизненные убеждения кота Мурра;
- «Серапионовы братья»;
- «Повелитель блох».
Важно добавить, что с каждым новым произведением творчество Гофмана становилось все более зрелым и новаторским.
Серьёзное заболевание и последние годы жизни Гофмана
Начиная с 1818 года, самочувствие Эрнста Гофмана начинает постепенно ухудшаться. Дневная работа юристом требовала серьёзных умственных усилий, вечером были встречи и отдых за бокалами вина с друзьями, а ночами писатель судорожно записывал мысли, посетившие его днём. Конечно же здоровье писателя было подорвано и весной 1818 года у Гофмана случается паралич. Следом усугубляются отношения с представителями власти, в связи с тем, что Эрнст Гофман в своих повествованиях уделяет особое внимание полицейскому произволу. Писателю также удаётся добиться ухода с должности начальника полиции.
В 1822 году, в январе месяце заболевание Эрнста Гофмана окончательно усугубилось. У него изымают рукопись "Повелителя блох" и обвиняют в распространении тайн суда. Друзья активно свидетельствуют в пользу Эрнста и суд удаётся временно отложить. В марте Гофман вынужден постоянно находиться в постели. Дело прекратили, но выдвинули условие исправления некоторых моментов книги, и вскоре произведение опубликовывают.
Эрнст Теодор Амадей Гофман скончался в этом же году 25 июня, оставив после себя рукописи и денежные долги.