А. Дюма – известный французский писатель и драматург, творческий дар которого особенно ярко раскрылся в процессе создания психологических драм.
Дюма-сын является сыном известного французского писателя А. Дюма и К. Лабе, соответственно, для того, чтобы избежать путаницы принято добавлять уточнение «сын».
Дюма-отец официально усыновил ребенка, отобрав его решением суда у матери, дал хорошее образование. В то же время, сам Дюма-сын на протяжении всей своей жизни обижался на отца, что, возможно, обусловило его обращение к темам распада семьи и социального статуса незаконнорождённых.
Проза
Писать Дюма-сын начал рано: в 18 лет, в 1847 г., вышел его первый сборник стихотворений «Грехи юности». В это время писатель вел бурную жизнь в Париже, являясь одним из главных столичных франтов благодаря щедрому финансированию отца.
К ранним произведениям относятся также повести и рассказы, написанные во многом под влиянием литературного стиля Дюма-отца:
- Приключения четырёх женщин и попугая;
- Доктор Серван
Однако известность Дюма-сыну принес роман «Дама с камелиями». Роман является психологической драмой, в которой автор затрагивает наиболее актуальные, наболевшие вопросы и проблемы семейной и общественной жизни. Обратившись к жанру психологической драмы, Дюма-сын проявил блестящий талант, мастерство и смелость, в результате чего каждое произведение, последовавшее за первым романом, превращалось в общественное событие.
В центре внимания писателя в романе – образ Маргариты Готье, представленный автором как идеал женщины, любящей до самопожертвования. Прототипом главной героини послужил образ любовницы писателя – Мари Дюплесси, которая умерла в 23 года от туберкулеза. О жизни одной из самых известных продажных женщин позапрошлого столетия известно не много: неясно, как она оказалась в Париже, но известно, что уже в 16 лет она становится известной куртизанкой. В двадцатилетнем возрасте она ненадолго сходится с Дюма. По причине болезни сильные запахи вызывали у нее головокружение, поэтому она любила камелии, которые практически не имеют запаха.
В основании сюжета – история любви парижской куртизанки Маргариты и Армана Дюваля. Впервые Арман увидел Маргариту в театре и влюбился с первого взгляда. Маргарита же лишь смеялась над ним. Выбрав предлог, Арман зашел в гости к Марго и был поражен ее образом жизни: умирающая от чахотки женщина принимала гостей до поздней ночи, много пила, ложилась спать лишь под утро. Маргарита Готье – женщина, привыкшая к роскоши, балам, даже оргиям.
Признавшись в любви, Арман получил согласие Марго. Они становятся любовниками. Постепенно Маргарита проникается ответным чувством, в первый и в последний раз полюбив, бросает своих покровителей и уединяется с Арманом в деревне. Здесь влюбленные вели идиллическую жизнь, пока Арман не узнал, что Марго, привыкшая жить в роскоши, тайно распродает свое имущество.
О финансовых проблемах пары узнает отец Армана, который тайком приезжает к Марго, уговаривая ее спасти сына от разорения. Отец просит Марго оставить его сына, чтобы его сестра могла сделать ему блестящую партию.
Марго порывает с Арманом, возвращается в Париж, к своему привычному образу жизни, к новому содержателю. Арман, полагая, что его бросили, начинает мстить. Он находит новую возлюбленную, Олимпию, постоянно появляется с ней на глазах Марго.
Роман практически сразу стал популярным как во Франции, так и далеко за ее пределами. Как вспоминал Достоевский:
«К тому времени был в ужасной моде и только что прогремел в высшем свете роман Дюма-сына "La dame aux camélias"; в провинции все дамы были восхищены до восторга... цветы камелий вошли в необыкновенную моду. Все требовали камелий»
Драматургия
В качестве наиболее известных драм Дюма-сына можно назвать следующие:
- Диана де Лис;
- Полусвет;
- Денежный вопрос;
- Внебрачный сын;
- Блудный отец
В своих драмах Дюма предстает не просто как писатель, но и как тонкий психолог, который исследует жизнь своих героев, особенности их взаимоотношений с обществом. Он выступает против морализаторства, предрассудков. В произведениях поднимаются вопросы социального положения незаконнорожденных детей, святости семьи, свободных браков, материальной стороны жизни.
Влияние творчества Дюма-сына на мировую литературу
Творчество Дюма оказало огромное влияние на развитие мировой литературы. В русской литературе наиболее явственно ощущается влияние романа «Дама с камелиями» на творчество, женские образы Достоевского. Особенно ярко прослеживаются параллели в романе «Идиот», в образе Настасьи Филипповны, основных сюжетных линиях:
- Настасья Филипповна как и Маргарита отказывается от предложения Мышкина и уезжает с Рогожиным;
- сходным представляется описание внешности героинь;
- образу Дюваля у Достоевского соответствует образ Мышкина;
- как Марго бежит в Париж, героиня Достоевского сбегает в Петербург, к Рогожину, жертвуя не только счастьем, но и самой жизнью;
- у Дюма Арман, увидев тело Марго, заболевает воспалением мозга, Мышкин - впадает в безумие.
Как видим, отмечается значительное сходство между произведением Дюма и Достоевского. Русский философ и писатель обратился к образу женщины, способной пожертвовать собой ради счастья другого человека, что позволяет рассматривать Настасью Филипповну как русскую «даму с камелиями».
Отсылки к роману Дюма встречаются и в «Записках из подполья», в которых Достоевских выразил крайне критическое отношение к современным Арманам, которые, вступая на путь героя романа французского писателя, делают это не из-за настоящей любви, но из-за уязвленного самолюбия. По его мнению, современные русские Маргариты оказываются намного выше их по духу, несмотря на то, что жизненные обстоятельства зачастую складываются неблагоприятно.
Таким образом, творчество Дюма-сына отличается глубоким психологизмом, смелостью, обращением к новаторским мотивам и темам, которые достаточно долго замалчивались. Произведения писателя оказали огромное влияние на развитие мировой литературы.