Художественная литература — это вид искусства, который использует в качестве материала для творчества конструкции естественного языка.
Задачи художественной литературы
Литература во все времена была востребована обществом, так как она дает возможность описать огромное множество самых разных характеров и ситуаций, а также понять их и дать нравственную оценку.
Литература позволяет за короткое время приобрести жизненный опыт, безболезненно для самого себя проиграть множество самых разных жизненных ситуаций и научиться на их примере тому, каким образом вести себя в реальной жизни.
Во многих литературных сюжетах есть важнейшие жизненные уроки. Литература оказывает большое влияние на общество и значительно влияет на поступки человека, формирует его характер.
Опыт литераторов является бесценным – он позволяет читателю почувствовать себя современником абсолютно любой исторической эпохи, а также наиболее объемно и объективно увидеть современный мир.
Художественная условность выступает как форма выявления жизненной правды в искусстве.
Таким образом, художественная литература – это духовно-практический процесс объяснения и изменения мира.
Литература как искусство решает следующие задачи:
- дает оценку современности, открывает негативные либо позитивные черты отношений в социуме, событий, происходящих в обществе, философских идей;
- воздействует на взгляды людей и формирует эстетический вкус, побуждает читателя к творческому самовыражению, активизируя его творческие способности;
- воздействует на чувства читателя, вызывая переживания и становясь источником эстетического наслаждения;
- формирует сознание человека.
Художественное произведение отражает опыт автора, опыт других людей и является открытым для соучастия в познании добра и зла. Для того чтобы воспринимать смысл произведения, читателю необходимо иметь определенную подготовку. Содержание художественного произведения воспринимается читателем определенным образом, который определяется степенью его духовного и умственного развития.
Функции литературы
Литература является частью культуры, поэтому знания о задачах и функциях культуры можно применить и по отношению к литературе. Таким образом, основными функциями литературы в обществе являются следующие:
- Гносеологическая (познавательная)
- Трансляционная (информативная)
- Нормативная (регулятивная)
- Коммуникативная
- Аксиологическая (ценностная)
- Компенсаторно-развлекательная
- Рекреативная (целительная).
Гносеологическая функция литературы состоит в том, что литература дает представление о каком-либо регионе, народе, стране и о времени – о периоде событий, о какой-либо исторической эпохе. Художественная литература осмысливает какое-то конкретно взятое время и пространство в совокупности с менталитетом народа или определенного общества. Таким образом, литература способствует пониманию читателем своих собственных потребностей и интересов. Например, в произведениях «Как закалялась сталь» (Н. Островский) и «Белая гвардия» (М. Булгаков) показана послереволюционная Россия с разных точек зрения. Изучение истории исключительно по учебникам, не принимая во внимание вклад литературы, не позволяет до конца понять всю противоречивость исторических событий, их грандиозность и драматичность.
Трансляционная функция состоит в том, что художественная литература передает знания и опыт предшествующих поколений. Она позволяет осуществлять обмен навыками и знаниями. То есть трансляционная функция литературы связана с социальной генетической наследственностью человечества. Древние легенды, мифы, предания и сказания несут огромную генетическую социальную нагрузку и работают в качестве механизма социальной идентификации.
Коммуникативная функция художественной литературы состоит в том, что читатель через литературные произведения имеет возможность «общаться» с людьми совершенно другого круга, другой профессии, другой страны и эпохи. Помимо того, читатель общается с автором произведения, «обсуждает» с ним общие проблемы. Эта функция художественной литературы способствует самосовершенствованию личности, ее духовному росту и адаптации в обществе.
Целительная функция художественной литературы заключается в том, что она позволяет человеку восстановить свои духовные силы, обновить и привести в норму свой духовный потенциал. Рекреационная функция художественной литературы выполняет в жизни читателя и профилактическую роль.
Аксиологическая функция литературы состоит в том, что художественные произведения формируют в человеке моральные ценности. Литература направляет человека в нравственном плане, позволяет решить для себя, какие ценности ему ближе.
Компенсаторно-развлекательная функция художественной литературы заключается в том, что она отвлекает читателя от повседневных забот и проблем, позволяет абстрагироваться от реальности и оказаться в другом мире – мире, описываемом в произведении. Благодаря этой функции читатель не только получает эстетическое удовольствие от произведения, он еще имеет возможность отдохнуть и восстановить свои силы, отвлечься от рутины.
Литература, являясь иллюстратором сформулированных заранее тезисов, сталкивается с динамикой непосредственно самой жизни. поэтому настоящее искусство во все времена стремилось быть актуальным. Однако идеалы меняются очень быстро и зачастую ориентиры одной эпохи оказываются чуждыми для другой. Поэтому при изучении психологии художественного творчества важно учитывать и закономерности, и отношения, повлиявшие на восприятие и создание автором эстетических ценностей. Одним из важнейших условий труда писателя является полная свобода творчества, которая означает открытое выражение мысли и восприятие окружающего мира через призму определенных философских и эстетических взглядов.