Читательское восприятие – это процесс отражения и переработки содержания произведения в сознании читателя.
Образ читателя во взаимосвязи с образом автора
Исследование взаимоотношения читателя и автора в настоящее время является весьма актуальным. В воспринимаемой деятельности правомерно выделение двух сторон. В освоении художественного произведения неотъемлемо важным элементом является в первую очередь бесхитростный, живой, целостный, неаналитический отклик на него. «Реагирование по воле души и сердца», как писал Г. А. Товстоногов о зрителе в театре. Это выражение в полной мере можно отнести и к читателю. В то же время читатель стремится обдумать прочитанное, отдать самому себе отчет о полученных от произведения впечатлениях, а также разобраться в причинах, вызвавших те или иные эмоции.
Р. Барт писал, что читатель – это пространство, в котором концентрируются все до единой цитаты, из которых состоит письмо. Единство текст обретает в предназначении, а не в происхождении. Читатель – это человек без биографии, без истории, без психологии, это всего лишь кто-то, кто сводит воедино все штрихи, образующие письменный текст.
Из читательских откликов на произведении органически вырастает потребность в интерпретации произведений. Разум читателя и его непосредственные импульсы соотносятся с творческой волей автора.
А. И. Белецкий, известный советский литературовед, обозначил равнозначность образа автора и образа читателя и подчеркнул необходимость изучения проблем их взаимоотношения. В своей работе «Об одной из очередных задач историко-литературной науки» он объясняет это тем, что именно образ читателя выполняет функцию формирования идеи произведения, которая не может находиться на авторском уровне. Таким образом, Белецкий уравнял в правах категории, которые до этого считались противоположными. Он подчеркнул, что так же, как и автор, читатель является носителем понимания того, что изображено в тексте.
Ученые в процессе обсуждения проблемы взаимоотношения «читатель-автор» высказывают разнонаправленные, а временами даже полярные мнения. Исследователи либо абсолютизируют читательскую инициативу, либо считают, что послушание читателя автору является незыблемой нормой восприятия литературы.
Человек становится читателем в тот момент, когда он вступает в диалог с автором. Этот диалог ведется посредством системы «автор-образ-читатель». Центром этой системы является художественный образ, выполняющий роль важнейшей промежуточной инстанции в процессе общения читателя с писателем, когда он читает и писателя с читателем, когда он творит.
А. П. Скафтымов придерживался иного мнения, подчеркивая, что читатель зависим от автора. Он говорит о том, что читательское восприятие является вторичным и в своем направлении обусловливается объектом восприятия. По мнению Скафтымова, читателя ведет автор, и он требует от читателя послушания в следовании его творческому пути.
Именно тот читатель является хорошим, который способен отдать себя автору, проявить широту понимания.
По мнению ряда литературоведов, читателю необходимо помнить в первую очередь о первичных, исходных, однозначно понятных художественных смыслах и значениях, которые идут от творческой воли автора. Они утверждают, что смысл, который вложил в произведение автор, является величиной постоянной.
Все перечисленные точки зрения справедливы, но при этом односторонни ввиду того что, они либо знаменуют сосредоточение на открытости и неопределенности, либо наоборот, на однозначной ясности и определенности художественного смысла. Обе эти крайности преодолеваются литературоведением, ориентированным герменевтически – оно подразумевает отношения читателя к автору как собеседование, диалог, встречу. Для читателя художественное произведение одновременно является и вместилищем чувств и мыслей автора, и стимулятором собственной духовной энергии и инициативы.
Также следует признать, что образ автора является неотъемлемым аспектом произведения. Он оказывает прямое воздействие на читателя.
Коммуникативная деятельность читателя
В коммуникативной деятельности читателя можно выделить три фазы:
- Предкоммуникативная
- Коммуникативная
- Посткоммуникативная.
Первая фаза, предкоммуникативная, начинается с момента выбора читателем конкретного произведения. Читатель обращается к конкретному произведению исходя из собственных потребностей, которые могут быть обусловлены разными причинами – духовными, социальными, эстетическими. Мотив читателя может выражаться и через горизонт читательских ожиданий. В случае, когда взаимодействие читателя с творчеством автора имеет положительный характер, читатель в большинстве случаев повторит свой выбор. В процессе познавательной деятельности у читателя складывается не только определенное отношение к автору произведения – отрицательное или положительное, сомнительное или доверительное, пренебрежительное или уважительное и т.д. – но и формируются стереотипы восприятия текста.
Стереотипы – это эмоционально-окрашенные образы, духовные образования, сложившиеся в сознании людей.
Стереотипы делают процесс читательского восприятия проще и формируют устойчивые установки в выборе и потреблении информационной продукции.
После того, как выбор произведения сделан, начинается вторая фаза – коммуникативная. На этом этапе человек включается в процесс чтения, сущность которого состоит в активном, целенаправленном преобразовании содержания текста и подчинении его потребностям социального субъекта. Читатель в процессе чтения определяет цели и задачи произведения, дает собственную интерпретацию текста, соотносит полученную информацию с уже известной, полученной ранее, спорит либо соглашается с позицией писателя, пытается воссоздать образ действительности, описываемой автором.
В посткоммуникативной фазе читатель формирует свое мнение о произведении, обменивается им на межличностном уровне.