Амплуа – это определенный тип ролей, соответствующих внешним и внутренним данным актера.
Особенности комедий Ж.Б. Мольера
Жан Батист Мольер, сочетая лучшие традиции французского народного театра и опыт классицизма, создал совершенно новый тип комедии. Она обращена к современности и разоблачает социальные уродства дворянско-буржуазного общества. Пьесы Мольера отражают общество как в зеркале. В них писатель выдвигает новые художественные принципы:
- Индивидуализация персонажей;
- Жизненная правда;
- Яркая типизация характеров;
- Сохранение сценической формы, которая передает жизнерадостную стихию площадного театра.
Комедии Мольера направлены против лицемерия, которое прикрывается показной добродетелью и набожностью, против наглого цинизма и духовной опустошенности аристократии. Персонажи этих произведений получили колоссальную силу социальной типизации.
Бескомпромиссность и решительность Мольера наиболее ярко проявились в характерах людей из народа – умных, деятельных, жизнерадостных служанок и слуг, исполненных презрения к самодовольным буржуа и праздным аристократам.
Основной чертой высокой комедии является элемент трагического. Он особенно ярко проявился в комедии «Мизантроп».
«Мизантроп» называют трагикомедией, иногда даже трагедией.
В своих комедиях Мольер затрагивает довольно широкий круг проблем современности:
- Отношения отцов и детей;
- Брак и семья;
- Воспитание;
- Сословность;
- Нравственное состояние общества;
- Наука;
- Культура и т.д.
Новаторство Мольера проявилось в написании им комедий балетов. Яркие интермедии всегда были популярны у публики, а сюжет основного действия часто заострялся и пародировался во вставных номерах.
Черты характера персонажей Мольера
Главными чертами персонажей комедий Мольера являются активность, самостоятельность, а также способность устраивать свою судьбу и свое счастье в борьбе с отжившим, старым. Каждый из героев имеет собственные убеждения, обладает собственной системой взглядов, и их он отстаивает перед оппонентом. Для классицистической комедии фигура оппонента является обязательной, так как в ней действие развивается в контексте дискуссий и споров.
Еще одна черта персонажей Мольера – неоднозначность. Многие персонажи обладают несколькими качествами, как, например, Дон Жуан. Часто по ходу действия происходит изменение, усложнение характеров (например, Аргон в «Тартюфе»).
Всех отрицательных персонажей объединяет общее качество – нарушение меры. Именно мера является главным принципом классицистической эстетики. В произведениях Мольера мера тождественна здравому смыслу и естественности. Носителями чувства меры часто оказываются представители народа. Мольер, изображая несовершенство людей, реализует основной принцип комедийно жанра – гармонизация мира и человеческих отношений через смех.
«Брак поневоле»
«Брак поневоле» - это одноактная театральная балетная комедия Ж.Б. Мольера. Писатель сатирически подходит к проблемам философии и «учености».
По сюжету комедии 52-летний Сганарель ищет у самых образованных мужей города совета, стоит ли ему жениться на Доримене. Однако все советчики только больше запутывают Сганареля, уходя от прямых ответов.
Сюжет этой комедии, как и других произведений Мольера, незамысловат. Именно эта незамысловатость сюжета позволяет Мольеру давать правдивые, лаконичные психологические характеристики. Движение сюжета в новой комедии больше не является результатом хитросплетений фабулы, а вытекает из поведения действующих лиц и определяется их характерами.
Сганарель является персонажем целого ряда произведений Мольера. Но все время он оставался в тени. Сганарель помогал знатным господам обрести любовь, путешествовал с Дон Жуаном, был предметом иронии и шуток. В комедии «Брак поневоле» он остается на сцене один. Теперь он – главный герой произведения.
В этом произведении Сганарель сначала просит совета у своего друга Жеронимо уже после того, как принял решение. Этим главный герой произведения делает бессмысленными все доводы и даже само обсуждение вопроса. Хоть невеста Доримена говорит Сганарелю прямо о своих планах вести расточительную светскую жизнь за его счет, он все же советуется с философами Марфуриусом и Панкрасом. Однако они уходят от сути вопроса, углубляясь в демагогические рассуждения. Затем Сганарель советуется с цыганками, которые отвечают ему только песнями и танцами.
Сганарель подслушивает разговор своей невесты Доримены с любовником Лигастом, в котором она объясняет ему, что выходит замуж только с одной целью – завладеть состоянием мужа. После этого Сганарель принимает решение отказаться от женитьбы. Но отец Доримены вынуждает его поменять решение.
Такая сюжетная схема является традиционной для фарсовой драматургии. Неуклюжие персонажи страдают из-за собственной умственной ограниченности или нерасторопности. С точки зрения справедливости и морали им приходится сочувствовать. Но с позиции интеллектуального превосходства их не жалко. Именно в этом и состоит справедливость, что побеждает более сообразительный. Эта логика, как правило, у Мольера не противоречит классицистическому идеалу с абсолютизацией идеи порядка.
В комедии «Брак поневоле» Мольер поднимает проблему отношения морально-этических и интеллектуальных норм в оценке реальной действительности. Сганарель является приземлено-фарсовым антиподом парадоксально-барочному образу Дон Жуана.
Пьесы Ж.Б. Мольера – это пьесы-диагнозы, которые писатель ставит человеческим порокам и страстям. И именно эти страсти оказываются главными героями его произведений.
В комедии «Брак поневоле» Ж.Б. Мольер высмеивает, с одной стороны, нерешительность, глупость и инфантильность обывателя, с другой – псевдоученость, которая вызывается ему «помочь». На глупый вопрос Сганареля даются такие же нелепые ответы, и это грозит окончательно разрушить потенциальный брак.