Неомифологизм — это концепция, которая рассматривает мифологизм как характерную форму художественного мышления искусства 20 века.
Неомифологизм в современной литературе
В современной литературе активно используется идея продолжения старых историй с их переносом в более актуальное время. В связи с таким активным обращением к мифологическим сюжетам и персонажам И.С. Карабина выделяет неомифологизм в литературе 20 - начала 21 вв.
Современная литература не просто пересказывает миф, она существенно его переосмысливает, трансформирует сюжетные связи, при этом стремясь сохранить смысл античного мифа как универсального, рассмотреть его как некую культурную постоянную. Так появляются новые произведения, ставящие своей целью новаторскую интерпретацию мифа, чтобы сделать его интересным для современных читателей. Современные писатели используют мотивы античной мифологии для поэтического изображения своей эпохи, ее толкования.
Неомифологизация мифологических сюжетов и мотивов происходит следующими способами:
- Гуманизация;
- Историзация.
Неомифологическое сознание современных писателей активизирует сюжеты и образы эпохи античности, новая литература при этом становится более риторической: существенно увеличивается доля романов, а драматические произведения удлиняются по объему. В художественных произведениях авторы пытаются вместить мудрость литературы античности и философских трактатов.
Тенденции интерпретации античных мифов в современной литературе прослеживаются и в женской прозе. Так, писательницы, как отмечает Ван Юе, изучающий проблему психологизма мифа, используют архетипический образ женщины, которая способна изменить мир. тем самым они стремятся показать, что сущность культуры не патриархальна. Например, распространенным в женской прозе является образ женщины-амазонки, которая способна без мужской помощи создать свой космос. Писательницы прибегают к мифу также для того, чтобы связать современность и вечность, показать гендерные различия психологического подхода к общезначимым явлениям. В современной литературе воспроизводится альтернативный вариант развития античного мифа о Медее.
Можно выделить следующие тенденции интерпретирования античного наследия в современной литературе:
- Актуализация культуры повседневности эпохи античности;
- Обращение к переломным периодам античной истории;
- Выбор античных сюжетов и образов обусловлен постмодернистским недоверием к базовым идеям буржуазного общества;
- Выбор аспектов античности, наиболее естественно накладывающихся на дискурс современного сознания;
- Психологизация и физиологизация текста.
Античные мифы в современных литературных жанрах: комиксы и ужасы
Мифы, созданные множеством поколений, дали мощный импульс для развития жанра комиксов. Основу композиции произведений этого жанра составили мифологические сюжеты и мотивы древних, в частности, античных культур. Например, в комиксах издательств Marvel и DC мир древнегреческих богов соответствует древнему прототипу. А сюжетные линии комиксов повторяют античные мифы, однако подвергаются переработке из-за ориентации на национальную специфику и возраст читателя.
Жанр ужасов зародился в литературе давно.
Родоначальниками этого жанра в современном литературоведении считаются Э.А. По и Мэри Шелли, но первые литературные произведения в этом жанре появились еще в эпоху античности.
Главной целью этих произведений, как и современных произведений этого жанра, было заставить читателя испытать страх. Самые древние ужасы собой представляли рассказы о ведьмах, колдовстве, загробном мире, смерти, демонах. Писатели античности, сами не подозревая того, апеллировали к таким эмоциям человека, с которыми он не всегда может справиться. Жанр ужасов глубоко психологичен. Чтобы напугать человека, нужно знать, чего он боится. Но если проанализировать кинематограф и литературу этого жанра, можно заметить, что по большей части страхи человека не изменились на протяжении многих веков. Современный человек боится того, что и человек эпохи античности, поэтому сюжеты, заимствованные из мифологии, являются одними из наиболее популярных. Современные писатели, работающие в жанре ужасов, используют мифологические мотивы для создания сюжетов и образов, способных вызвать у читателя чувство страха. Ярким примером этого являются произведения «короля ужасов» Стивена Кинга.
Мифологические сюжеты в произведениях зарубежных писателей 20 века
Реализацию нескольких мифологических кодов можно проследить в рассказе Ф. Кафки «Превращение» (в частности, это античный код). Кафка использует мифы о метаморфозах. В произведении прослеживаются параллели между превращением Г. Замзы и мифом об Арахне. Однако, хоть писатель и использует традиционные мифологические образы и сюжеты, они деформируются, комбинируются стихийно и спонтанно, не вызывая у читателя прямых ассоциаций с первоисточниками.
В рассказе Ф. Кафки «Приговор» вина героя состоит в том, что он уже вырос и состоялся, и теперь близок к тому, чтобы заменить отца. Следовательно, он должен быть наказан. И здесь можно провести параллель с Зевсом, боявшемся пророчества о том, что однажды сын свергнет его с престола и захватит власть.
Использование античных мифологических сюжетных схем характерно и для творчества Ю. О’Нила. Драматург в пьесе «Любовь под вязами» проводит аналогию с мифом о Медее. Ясон в мифологии предстает слабовольным человеком, который противопоставлен могущественной Медее. В пьесе Абби жертвует своими детьми во искупление себя.
В пьесе Ж.-П. Сартра «Мухи» переосмысливается мифологический сюжет об Оресте. Автор здесь выходит за границы классического сюжета и вводит тему свободы от психологического давления. Но оказывается, что жители Аргоса, освобожденные Орестом, к этому не стремятся, им необходимо ощущать себя под властью тирана. Жители Аргоса возненавидели спасителя за то, что он убил Эгисфа-тирана. Так жертва Ореста оказывается никому не нужной, от него отворачивается даже Электра. Обществу не нужны свобода и спасение, ему нравится упиваться собственными страданиями.
Необходимо отметить и мифологическое значение образа мухи. Муха в античности означала паразита вообще, и греки для защиты от мух в жертву приносили вола. Вол был посвящен одной из ипостасей Зевса – Апомийос, что означало «прогоняющий мух».