Антиутопия – это изображение общественного строя, которое представляется автору отталкивающим, нежелательным, пугающим.
Феномен Мураками
Харуки Мураками – популярный писатель, классик современной мировой литературы, одна из «диалогообразующих» фигур современности. Тиражи произведений Х. Мураками бьют рекорды, романы экранизируются, а сам писатель был неоднократно номинирован на Нобелевскую премию по литературе.
Сам Х. Мураками трезво оценивает свое творчество и повторяет, что до настоящей классической литературы он сделал лишь один шаг – писатель отмечает, что его любимым романом является роман Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы». Это произведение он называет «абсолютным романом».
Критика в целом неоднозначно оценивает творчество писателя. Некоторые японские критики считают, что популярность Мураками говорит о кризисе в современной японской литературе. Но несмотря на такие отзывы соотечественников, популярность произведений Мураками растет, о чем свидетельствует присужденные ему литературные награды и премии:
- «Нома»;
- «Емиури»;
- Премия имени Ф. Кафки;
- Премия Ф. О’Коннора;
- Иерусалимская премия и т.д.
Герой произведений Х. Мураками не похож на традиционного японского персонажа. Он не подходит ни под какие стандарты традиционной японской литературы. Его герой, как правило, одиночка. Для японской культуры характерной является «неиндивидуалистичность», и некоторые исследователи до сих считают, что японец – это человек, который буквально растворяется в окружающем и не акцентирует внимание на себе. Но Мураками утверждает обратное, когда говорит о современной молодежи. Писатель отмечает, что молодые люди другие, они отличаются от предыдущих поколений.
Часто герои романов Мураками представляют собой одиноких, эмоционально незащищенных, не имеющих целей в жизни, смысла существования людей. Его не спасают от чувства одиночества ни материальное благополучие, ни наличие близких людей, ради которых он должен жить. Часто возникает вопрос о дегероизации в произведениях Х. Мураками, так как зачастую их персонажи потеряны не только для семьи и общества, но и для самих себя. Это своеобразное экзистенциально-тотальное одиночество. это не просто столкновение с вопросами о смысле жизни, или осознание собственной смерти, а одиночество, которой порой доводит героя до помрачения рассудка.
Ярким примером этому является роман «К югу от границы, на запад от солнца». Автор с самого начала определяет одиночество Хадзимэ, рассказывающего о своем детстве. Традиционная семья – это двое-трое детей. Один ребенок всегда считался в Японии большой редкостью, так как японцы не мыслят себя вне коллектива. Семья – это тоже коллектив, для которой традиционно свойственная строгая субординация. Поэтому одиночество японцами всегда переживалось тяжело, так как оно было не свойственно их образу жизни. Следовательно, Х. Мураками сразу же отходит от традиционных сюжетных канонов.
Романы Х. Мураками в принципе противоречат главной традиции японской литературы: «сисё: сэцу» - дневник, «роман о себе».
Герои его произведений часто проживают «эволюцию» одиночества», начиная с социального одиночества, как Хадзимэ, и заканчивая одиночеством на экзистенциальном уровне.
Тема произведений Х. Мураками
Х. Мураками отмечает, что его тема – коридор из мира внешнего в мир внутренний.
Большинство героев Мураками испытывают чувства разочарования, неуверенности, отрешенности от мира (например, в романах «Охота на овец», «Хроники заводной птицы», «Дэнс, дэнс, дэнс»). В какой-то степени эти чувства характеризуют состояние современного человека, и это обусловливает популярность творчества японского писателя. Мураками пишет не о Японии, а о том, что в рамках глобализации японский человек переживает те же чувства, что и представители любой другой национальности. Так появился образ универсального героя, чье внимание направлено внутрь себя. Его герой бесконечно одинок в этом большом и сложном обществе информации и денег.
Небывалая популярность произведений писателя привела к появлению понятия «феномен Мураками».
Особенности творчества Х. Мураками
Одной из ключевых особенностей Х. Мураками является необычайно легкий слог, который с самых первых строк погружает читателя в сюжет. Мураками пишет понятно и просто. При этом его тексты не лишены художественны. Они богаты метафорами и сравнениями, которые наиболее полно передают смысл определенных вещей. Например, в произведении «Бесцветный Цкуру Тадзаки и год его странствий» писатель называет жизнь «сложной партитурой», а ревность – «безысходной тюрьмой», души людей он сравнивает с «одинокими ночными птицами».
Важную роль в творчестве японского писателя занимает вопрос жизни и смерти. Герои его произведений часто сталкиваются со смертью близких, и писатель через их чувства подводит читателей к такому выводу: люди оставляют воспоминания, но забирают взамен частицу души. в романе «Норвежский лес» Мураками пишет: «Смерть не противоположность, а невидимая часть жизни». Также писатель акцентирует внимание на проблемах потерянности в жизни и сложности человеческих взаимоотношений.
Произведения Мураками предназначены для широкой аудитории. В них отсутствуют исторические и культурные особенности, понятные только японцам, нет отсылок. Писатель подчеркивает, что японское общество мало чем отличается от любого другого. Тем самым Х. Мураками развеивает стереотип о том, что «японцы – люди с другой планеты». Герои его произведений – такие же люди массовой культуры и эпохи глобализации.
Большая часть произведений Харуки Мураками написана в жанре фэнтези и сюрреализма. Но даже в реалистичных романах писателя проскальзывают нотки мистики (например, с обычными героями происходят удивительные вещи, им снятся странные сны). У Харуки Мураками особое отношение к снам. В них писатель показывает другую реальность и другое «Я» героев. Писатель через сны демонстрирует существование связи с параллельным миром. В его произведения мистика внедряется так, что в ходе повествования стирание границ реального и нереального происходит незаметно.
В текстах Х. Мураками множество отсылок к великим композиторам, писателям и исполнителям. Герои его произведений цитируют Платона, Сократа, Канта, слушают Шопена, Листа, Э. Пресли, читают Гессе, Толстого, Фицджеральда. Музыка и литература пронизывают истории героев и являются источником вдохновения в их жизнях.
Популярные романы Х. Мураками:
- «Слушай песню ветра»;
- «Дэнс, дэнс, дэнс»;
- «Норвежский лес»;
- «К югу от границы, на запад от солнца»;
- «Хроники заводной птицы»;
- «Кафка на пляже»;
- «Убийство командора» и т.д.