Авангард – это название течений в мировом искусстве, возникших в конце 19 – начале 20 вв.
Краткая биография Гийома Аоллинера
Французский поэт Гийом Аполлинер родился в августе 1880 года в Риме. Мать поэта – А. Кастровицкая, была российской подданной, дочерью польского офицера Михаила Аполлинария Кастровицкого, который после польского восстания в 1863-1864 гг. бежал в Италию. Отец поэта неизвестен.
Настоящее имя Гийома Аполлинера – Вильгельм Альберт Владимир Аполлинарий Кастровицкий.
В 1887 году Г. Аполлинер вместе с матерью и братом переехал в Монако. Здесь он поступил в религиозный колледж Св. Карла. В 1896-1897 гг. посещал лицей в Ницце, затем поступил в лицей в Каннах.
В 1899 году Кастровицкие переехали в Париж. Гийом Аполлинер устроился в банковскую контору служащим.
В 1901 году поэт переехал в Германию, глее работал воспитателем в немецкой семье. В 1902 году снова вернулся в Париж, устроился редактором финансового издания. Аполлинер занялся журналистикой, сотрудничал с журналами «Солнце», «Европеец», «Социальная демократия», «Мессидор».
В 1902 году поэт опубликовал несколько рассказов и стихотворений. Один из рассказов он подписал псевдонимом Гийом Аполлинер.
В 1903 году вместе с поэтами А. Сальмоном и М. Жакобом, с которыми Аполлинер завяз дружбу, основал журнал «Эзопово празднество». Журнал просуществовал до 1904 года.
Будучи постоянным посетителем литературных кафе, Аполлинер познакомился с рядом признанных мастеров и будущих знаменитостей: П. Фором, Ж. Мореасом, М. де Вламинком, А. Жарри, А. Руссо, А. Дереном и другими. В спорах и беседах с ними он впитывал новаторские идеи, которые рождались в космополитической среде молодых художников и поэтов.
В 1905 году Гийом Аполлинер познакомился с П. Пикассо. Эта встреча, по мнению многих исследователей, имела большое значение для искусства 20 века.
В 1907 году Г. Аполлинер ради заработка написал два эротических романа: «Одиннадцать тысяч дев» и «Подвиги молодого Дон Жуана».
С 1909 года поэт стал вести рубрику художественной критике в изданиях «Французский Меркурий» и «Непримиримый». Статья «Поэзия символистов» вызвал большой резонанс в обществе.
В 1909-1911 гг. Г. Аполлинер опубликовал ряд работ:
- поэму «Песнь несчастной любви»,
- поэтическую прозу «Гниющий чародей»,
- сборник рассказов «Ересиарх и компания»,
- сборник стихотворений «Бестиарий, или Кортеж Орфея».
В 1911 году Г. Аполлинер был заподозрен в соучастии в краже Джоконды из Лувра и заключен под стражу, но вскоре был отпущен за отсутствием состава преступления.
Вместе с друзьями в 1912 году Аполлинер основал журнал «Парижские вечера», в котором содержалась информация о новых тенденциях в живописи и поэзии. В журнале фигурировали имена Б. Сандрара, М. Жакоба, Ф. Пикабия, А. русо, Ж. Брака и т.д.
В том же году было опубликовано одно из самых лирических стихотворений Аполлинера «Мост Мирабо» и поэма «Зона», выдвинувшая его на первое место среди поэтов-современников.
После начала Первой мировой войны Гийом Аполлинер обратился с просьбой о предоставлении ему гражданства Франции и отправке на фронт. В декабре писатель был определен в артиллерийский полк. Находясь на передовой, Аполлинер регулярно оправлял в издание «Французский Меркурий» стихотворения и очерки о военных действиях. В марте 1916 года Аполлинер получил французское гражданство. После получения ранения был демобилизован и вернулся в Париж, где все свое время посвятил творческой деятельности.
В 1916 году вышел сборник рассказов Гийома Аполлинера «Убийство поэта». В одном из рассказов сборника писатель смоделировал универсальный образ судьбы поэта, отданного толпе на растерзание. Летом 1917 года Гийом Аполлинер поставил свою поэму «Груди Тирезия». Эта постановка вызвала общественный скандал.
В 1917-1918 гг. Аполлинер активно публиковался в журналах, написал комедию «Казанова» и две пьесы, подготовил несколько сценариев для кинокартин, издал стихотворный сборник «Каллиграммы».
В 1918 году писатель заразился испанкой и 9 января скончался.
Поэтика Гийома Аполлинера
Аполлинер в своей работе «Новое сознание и поэты» сформулировал взгляд на задачу поэзии. По его мнению, поэзия должна соответствовать современности с ее техническим прогрессом. Его пафос заключается в утверждении необходимой связи новаторства с культурными традициями, а также в понимании миссии поэта-провидца, который открывает, предугадывает истины. Эти поэтические принципы нашли воплощение в творчестве Гийома Аполлинера.
Писатель вернул поэзии ту сюжетную содержательность, которая была отвергнута символистами. Аполлинер насытил свои стихотворения плотной, осязаемой реальностью. Она шла не только от его личного эмоционального опыта, который с удивительной силой проявился в лирике поэта (например, в произведениях «Песнь несчастного в любви», «Мост Мирабо»).
Аполлинер как никто другой умел слышать и передавать ритмы жизни его эпохи: он воспевает «грацию индустриальной улицы», аэропланы, поток рабочих, устремившийся к заводам, многоголосье вокзалов. Аполлинер был певцом человеческого прогресса, но одновременно он в себе нес тревожное ощущение грядущих катастроф.
Творчество Гийома Аполлинера отличается богатством и разнообразием тем: здесь и лирика, и гражданские мотивы, и средневековые легенды, и фронтовые стихи, и короткие рассказы о животных, и крупные эпические произведения.
«Космополитизм» поэта позволяет расширить тематический арсенал. Аполлинер наполняет свое творчество разнонациональными сюжетами. Аполлинер по происхождению славянин, детство провел в Италии, получил французское гражданство, год прожил в Германии, посетил Нидерланды и Англию.
Действие своих произведений Аполлинер помещает в самые разные временные пласты – начиная с библейской эпохи и заканчивая современностью. Широкий хронологический охват свидетельствует о глубокой эрудиции поэта. Гийом Аполлинер – новатор в области поэтического языка. Поэтический словарь Аполлинера уникален по своей универсальности. Он позволяет ему на ограниченном пространстве сконцентрировать различные эпохи и миры.