Тип авторской эмоциональности – это проявление индивидуальности автора в тексте, «сплав» эмоций, определенный способ освещения жизни, всеобъемлющая характеристика художественного целого; определенный стиль эстетической завершенности, который предполагает не только введение соответствующего типа героя, авторскую позицию и восприятие реципиента, но и соответствующую поэтику, внутренне общую, единую систему ценностей.
В современной научной литературе выделяют следующие типы авторской эмоциональности:
- героика;
- ирония;
- сентиментальность;
- трагизм.
Хотелось бы отметить, что в последние годы проблема авторской эмоциональности привлекает внимание все большего числа исследователей, требует своей переработки и решения.
Героический тип авторской эмоциональности
Героическое представляет собой эстетическую категорию, которая определяет созвучие внутреннего мира, эмоций и чувств героев с их внешней средой, объединяя их в единое целое.
Как правило, в литературе героическое направлено на воспевание мужества и самопожертвования, которые проявляет герой для достижения высоких целей.
В качестве основных героически мотивов можно назвать следующие:
- борьба против социальной несправедливости;
- поиски правды;
- верность долгу;
- защита родины;
- покорение природы;
- верность любви и дружбе.
Героическая личность, как правило, лишена любого эгоизма, ставит перед собой глобальные, масштабные, общечеловеческие цели, горда своей причастностью к содержанию миропорядка, равнодушна к собственной самобытности.
Освещение указанных мотивов, изображение героической личности придает повествованию определенный пафос.
В свою очередь, под пафосом понимается идейно-эмоциональное оценивание отображенных общественно-исторических характерностей жизни.
Однако в последние годы писатели-постмодернисты стремятся снизить пафос. В качестве средств снижения пафосности используется объединение книжной лексики с разговорной, сатиризация героических мотивов и героев, балагурство.
Соответственно, современная литература нуждается в героическом, однако сегодня оно подвергается переосмыслениям и трансформациям.
Ирония
Ирония – это один из типов авторской эмоциональности, средство реализации субъективно-оценочной модальности, художественная форма оценочной позиции автора. Ирония играет важнейшую роль в литературно-художественной, эстетической системах произведения.
В отличие от героического, роль иронии в последние годы в произведениях современных авторов возрастает, что позволяет отдельным исследователям говорить о формировании особого, ироничного видения мира, отраженного в художественном дискурсе современности. Ироничное сегодня выступает отражением особенностей мировосприятия сложной, переходной эпохи.
Переоценить роль иронии в произведении невозможно: она придает повествованию особую окраску, раскрывает неудовлетворенность автором состояния современного ему общества.
Другими словами, придание ироничности повествованию всегда отражает интенцию автора, его осознанное стремление выразить несогласие с теми или иными аспектами жизнедеятельности общества опосредованным путем, выразить то, что его беспокоит в скрытой, завуалированной форме, скрыть модальность высказывания. По большому счету, ирония выходит далеко за пределы художественного приема, превращаясь в художественный принцип, которым руководствуется писатель в процессе создания своего индивидуально-авторского мира – произведения.
В основании иронии – противоречивость самого человеческого бытия: вера в безграничные возможности человека при ограниченности человеческого бытия, эгоизм и жесткость органично уживаются в человеке с нежностью и заботливостью, один и тот же человек поступает как герой в одних ситуациях и как отъявленный негодяй – в других. Иначе говоря, ироничность самого бытия приводит к формированию иронического мировосприятия, которое затем отражается в художественном дискурсе.
Ирония может выступать средством, при помощи которого писатель стремится оградить себя от окружающего мира, противопоставить личность индивидуума обществу.
В лингвистическом ключе ирония возникает как результат способности языковых единиц приобретать ассоциативные и коннотативные значения.
Соответственно, отражение ироничного в художественном произведении осуществляется поэтапно, включает ряд стадий:
- замысел создания ироничного текста, интенция автора;
- конструирование контекста, в котором языковые единицы приобретут ассоциативное или коннотативное значение.
Принимая во внимание данные этапы, все виды иронии в тексте могут быть представлены двумя типами:
- ситуативная ирония – эксплицитная, эмоционально окрашенная ирония, ирония, которая осознается незамедлительно. Основывается на противоречии контекста и прямого значения слова;
- ассоциативная ирония имплицитная, тонкая, скрытая ирония, при которой иронические формируется поступательно, постепенно, градуально на основании приращения новых значений.
- Именно ассоциативной иронии отводится ведущая роль в процессе придания ироничности повествованию.
Соответственно, ирония сегодня представляет собой способ мышления, авторскую концепцию, главную идею всего текста, она влияет на способ организации проведения, действует на уровне сознания и языка.
Таким образом, на основании проведенного анализа можно сделать вывод, что в любом художественном произведении неизменно ощущается влияние авторской тональности. В наиболее общем виде все типы субъективно-оценочной модальности могут быть сведены к героическому, ироническому, сентиментальному и трагическому. Выбор эмоциональной тональности во многом отражает особенности мировосприятия автора, зависит от мотивов произведения, а также его содержания. В то же время в последние годы отмечается тенденция к синтезу различных типов авторской эмоциональной оценки в рамках одного произведения.