Литературный тип – это художественный образ определенного индивида, в котором воплощены характерные для определенной общественной группы, народа, класса черты.
Литературный тип: сущность понятия
Литературным типом называется художественный образ, наиболее характерный для определенной социальной среды.
Тип – это такой характер, который содержит социальное обобщение. То есть в литературном типе отражаются черты, свойственные для некоторых персонажей, похожих друг на друга мировоззрением, манерой социального поведения, жизненной позицией, представлением о счастье и т.д.
Для каждого времени характерны свои типы героев. А авторы произведений выбирают этих героев и изображают их в произведении для того, чтобы отразить дух времени, колорит эпохи, охарактеризовать поколение и продемонстрировать социальные противоречия. Другими словами, герой, представляющий определенный литературный тип, является объектом исследования писателя, и использование его способствуют раскрытию замысла автора.
Литературные типы приходят на смену друг другу. Например, «лишний человек» сменяется «новым человеком».
Литературный тип и характер литературного персонажа являются нетождественными понятиями.
Характером персонажа называются индивидуальные особенности в поведении персонажа, уникальные черты личности, ее качества, психологические свойства героя.
Литературный тип – это обобщенный образ, который основывается на схожести социального положения, мировоззрений, типизации разных персонажей.
Характер неповторим и уникален. Но даже в тех случаях, когда речь идет о чертах характера, повторяющихся у разных героев, всегда подразумеваются особые свойства личности и индивидуальные проявления человеческого характера. К примеру, два честных человека – Пьер Безухов и Петр Гринев – не всегда соответствуют одному литературному типу.
Литературных героев всегда больше, чем литературных типов. в произведении не каждый герой соответствует какому-либо типу. Многие персонажи уникальны, неповторимы, создаются в помощь автору. Они помогают лучше раскрыть замысел автора, двигают сюжет. Некоторые герои произведения наделяются автором уникальными, особыми чертами характера, которые не относятся к какому-либо определенному литературному типу.
В то же время есть персонажи, которые писателем создаются специально для того, чтобы отразить типические черты, дать характеристику типическим представителям своего поколения, отобразить дух времени, выделить какую-либо болевую точку в развитии общества. В этом случае автор создает типического персонажа, осознанно либо не осознанно.
Интересно, что названия литературным типам часто придумывают не авторы, а критики, которые проявляют интерес к классификациям, либо авторы других эпох. То есть А. С. Пушкин при создании Онегина стремился изобразить тип молодого светского человека, современный ему – циника, позера, заложника общественного мнения. Он рассчитывал поиронизировать над романтическим, байроническим героем. И классик не думал о такой категории, как «лишний человек». Понятие «лишний человек» в обиход вошло позже, после выхода повести «Дневник лишнего человека» И. С. Тургенева.
Типы литературных персонажей
Выделяют следующие типы литературных героев:
- Лишний человек
- Новый человек
- Маленький человек
- Самодур
- Босяк
- Резонер.
Яркими примерами «лишнего человека» являются Онегин, Чацкий, Обломов, Печорин. Общими чертами представителей данного типа являются образованность, стремление к справедливости, неудовлетворенность реальной жизнью, невозможность «найти» себя в обществе, реализовать свои таланты и способности. Эти люди способны к сильным чувствам, при этом их отличает общественная пассивность и скептицизм. «Лишний человек» стремится развеять скуку и предается праздным развлечения, но все равно не может утолить экзистенциальную тоску, что часто приводит к саморазрушительному поведению.
Представителями типа «маленького человека» являются Акакий Акакиевич из «Шинели», Самсон Вырин из «Станционного смотрителя», Евгений из «Медного всадника», Мармеладов из «Преступления и наказания», персонажи произведения «На дне», персонажи рассказов Чехова, Пушкина и т.д. Представители данного литературного типа часто незнатного происхождения, занимают низкое социальное положение, не имеют каких-либо выдающихся способностей, они не отличатся силой характера и духа, но при этом безобидны и добродушны. Достоевский, Гоголь, Пушкин, выбирая в качестве объекта изображения маленького человека, стремились напомнить читателю, что обычный человек тоже имеет право на внимание, сочувствие и уважение.
На смену «лишнему человеку» в 50-60-х годах 19 века в отечественной литературе пришел тип «нового человека». Этот литературный тип отличается активной деятельностью, сильным волевым характером, пропагандистской позицией, верой в общественный прогресс, духовной свободой личности. Такие образы представлены в произведениях И. С. Тургенева «Накануне», «Рудин», «Отцы и дети».
Тип «босяка», человека, попавшего на «дно» жизни», «бывшего человека», бродяги, появился в произведениях М.Г орького, написанных в 1890-е годы (рассказы «Бывшие люди», «Челкаш», «Мальва», «На дне»). «босяки» - это представители различных слоев общества, по каким-либо причинам оказавшиеся на обочине, на «дне» жизни. они живут за счет случайных заработков, воровства или подаяния. «Босяки» не имеют собственности, презирают жалость и всячески подчеркивают, что они не отверженные, а наоборот, отвергшие фальшивый мир и ложные ценности.
Литературный тип «самодур» представлен Скотининым и Простаковой из «Недоросля», Кабанихой и Диким из «Грозы», Фамусовым из «Горя от ума», Костылевым из «На дне». Это человек, отличающийся наглостью, деспотичностью, уверенностью в своей безнаказанности, рассчитывающий на абсолютное подчинение со стороны окружающих. При этом труслив, корыстен, малообразован и стремиться нажиться любыми способами.
Резонер – это человек, который стремится увещевать и обличать других персонажей, при этом не принимая активного участия в действии. Резонер часто произносит нравоучительные монологи. Ярким примером представителя этого типа является Чацкий.