Литературный герой – это действующее лицо, персонаж произведения.
Понятие литературного героя
Литературный герой – это действующее лицо в системе персонажей, обладающее индивидуальными чертами характера, внешности, поведения, убеждениями и т.д.
Литературный герой характеризуется через поступки, совершаемые им, через описание его чувств и мыслей, через портрет, манеру говорить, отношение к другим персонажа и т.д.
Часто героем называют действующее лицо, изображенное многосторонне. Такое действующее лицо или одно из главных действующих лиц может быть положительным героем, положительным художественным образом, который в своих поступках, воззрениях, переживаниях выражает черты передового человека своего времени и тем самым вызывает у читателя желание быть на него похожим, следовать ему в жизни. Положительными героями можно считать многих героев художественных произведений отечественных классиков (например, Тарас Бульба, Чацкий, Инсаров, Татьяна Ларина, Мцыри и т.д.
Также в качестве главного или одного из основных действующих лиц произведения может выступать и отрицательный образ, в переживаниях и поведении которого автор показывает людей с реакционными, враждебными обществу взглядами, вызывающих своим отношением к людям и к родине отвращение и гнев. Подобный отрицательный художественный образ позволяет глубже вникнуть в действительность, показывает, что осуждает автор и что считает положительным, а также вызывает стремление бороться с негативными явлениями в жизни. В русской классической литературе можно встретить целый ряд отрицательных персонажей: Плюшкин, Чичиков, Хлестаков, Иудушка Головлев, Каренин, Маякин, Клим Самгин, Васса Железнова и т. д.
В произведениях советских писателей целая галерея новых положительных персонажей, в образе которых отражаются черты человека социалистического общества. Такими являются, например, Клычков и Чапаев, Левинсон, комсомольцы-подпольщики из романа А. Фадеева «Молодая гвардия», Павел Корчагин и т. д.
Наряду с положительными героями советские писатели создали целый ряд отрицательных персонажей 0 кулаки, белогвардейцы, фашисты, авантюристы, фальшивые люди.
Типы героев в произведении
В зависимости от характера связи героя с другими персонажами произведения и нравственной оценки мировоззрения в литературе определяют героя и антигероя.
Антигерой – это персонаж, противоположный понятию положительного героя.
Данное понятие имеет несколько значений:
- Иронический или гротескный двойник положительного персонажа (например, Базаров и Ситников из романа И. Тургенева «Отцы и дети», Обломов и его слуга Захар из романа И. Гончарова «Обломов» и т.д.);
- Отрицательный персонаж, обладающий низменными личностными качествами (например, Смердяков из романа Ф. Достоевского «Братья Карамазовы», Иудушка Головлев из романа М. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы»);
- «несостоявшийся человек», ничтожная личность. В данном значении антигерой близок типу «маленького человека» (например, Акакий Акакиевич Башмачкин в повести «Шинель» Н. В. Гоголя Евгений из поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник»).
Само понятие антигероя было введено Ф. М. Достоевским. Первым антигероем в истории мировой литературы можно считать Терсита и поэмы Гомера – уродливого, язвительного противника Одиссея и Ахиллеса.
Тип литературного героя обусловлен жанровыми особенностями произведения. в таком случае говорят о романтическом, лирическом, комическом, трагическом герое, а также о героическом, авантюрном, сказочном и т.д.
С точки зрения вовлеченности персонажа в конфликт и участия в развитии сюжете различают героев главных и второстепенных. В масштабных произведениях, в первую очередь, романах и поэмах, может быть несколько главных героев. Например, в романе –эпопее «Война и мир» Л. Н. Толстого главными героями являются Наташа Ростова, Андрей Болконский, Пьер Безухов. Среди второстепенных персонажей встречаются герои эпизодические, которые появляются только однажды. Автор вводит их для пояснения какого-либо поворота сюжета, иллюстрации определенной мысли либо являются средством дополнительной характеристики основных персонажей. Например, таким персонажем является юродивый Николка в произведении А. С. Пушкина «Борис Годунов», выступающий в роли персонажа, устами которого «глаголет правда».
Особым типом героя в литературе являются внесюжетные или внсеценические персонажи, о которых читатель узнает только со слов других персонажей.
Например, в «Горе от ума» такими персонажами являются княгиня Марья Алексеевна, Максим Петрович, брат Скалозуба, дядя Фамусова. Эти персонажи создают в произведении образ эпохи, дополнительно характеризуют Чацкого и «фамусовское общество».
Также необходимо сказать и о коллективном герое. Это групповой портрет представителей какой-либо определенной категории. Коллективный герой воссоздает обстановку, в которой живут и действуют главные герои. Причем он не исключает и более подробного изображения составляющих его третьих лиц. Например, в поэме «Кому на Руси жит хорошо» Н. Некрасова образы одноглазой старухи-крестьянки, Вавилы, Якима Нагого являются собирательным портретом русского народа. Обычно коллективный герой создается с помощью персонажей эпизодических.
В качестве героя художественного произведения могут выступать и аллегорические образы (например, в «Мистерии-буфф» Маяковского такими являются образы вещей, машин, еды: Пила, Игла, Молот, Серп и т.д.). Эпизоды, в которых участвуют аллегорические персонажи, обычно содержат глубокий подтекст.
В русской реалистической литературе 19 века часто упоминаются разные социально-психологические типы: «маленький человек», «лишний человек», «особенный человек», «новые люди».
В литературе, так же, как и в жизни, человек выступает в процессе развития, в борьбе противоречий, в переплетении отрицательных и положительных свойств.