Теория литературы как филологическая наука – это область научного познания, изучающая особенности и закономерности развития литературных процессов.
Цель и задачи теории литературы
На сегодняшний день одной из важнейших задач теории литературы как области научного познания является осмысление литературного процесса и культурного наследия прошлого столетия. Противоречивость, сложность социокультурной ситуации литературно-исторической эпохи, когда имманентное развитие литературы напрямую зависело от контекстуального наполнения (законы политического, социального развития) объясняют многообразие и многозначность эстетических и этико-философских концепций литературы и культуры в целом. Большинство указанных концепций стремилось решить «вечную» проблему духовного становления личности и человечества, эволюционного развития мира, проблему Личности и Бытия. Сложность изучения указанных концепций, динамики и эволюции литературных процессов обусловлена тем, что художественный опыт прошлого века оказался принципиально, качественно иным, чем опыт столетия XIX, соответственно, литературные термины, понятия, категории, которые успешно применялись для анализа и изучения литературных произведений прошлого оказывались нецелесообразными при исследовании постмодернистского художественного дискурса.
Основной целью теории литературы выступает формирование целостного системного представления о закономерностях и логике развития литературного процесса, о специфике истории литературы с позиций текстовых и биографических материалов. Практическая направленность области научного познания определена необходимостью реализации аналитической работы с научными, учебно-методическими и художественными текстами.
Теория литературы призвана решать ряд актуальных задач, включая следующие:
- систематизация этапов развития литературного процесса;
- изучение направленческих координат применительно к авторским писательским системам, индивидуально-авторским стилям;
- аналитическое прочтение, осмысление и интерпретация художественных произведений;
- актуализация и формирование нового видения истории и теории литературного процесса;
- изучение особенностей формирования литературного процесса в контексте социокультурной ситуации.
Проблемы современной теории литературы
Как уже отмечалось, на сегодняшний день развитие теории литературы как области научного познания существенно затруднено рядом как внешних, так и внутренних факторов:
- к внутренним факторам следует, прежде всего, отнести глубокие изменения самой художественной эстетики;
- к внешним – изменения глобального мира, социокультурный контекст, который обусловил изменения мировосприятии личности творца и художественной эстетики.
Важно добавить, что внешние и внутренние факторы тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены, эволюция литературного процесса, трансформации стиля, системы художественно-выразительных средств и приемов, как правило, обусловлены изменениями эстетических вкусов и навыков, трансформациями общего художественного здания, мироощущения эпохи.
В ситуации столь глубоких и масштабных изменений логики и закономерностей литературного процесса возникает необходимость обновления методологического инструментария теории литературы. В последние годы в качестве основного метода изучения художественного дискурса предлагают рассмотрение-интерпретацию, исходя из онтологических установок.
Обращение к онтологической составляющей художественного дискурса позволяет выявить тот особый характер мышления, в котором бытие не только открывается, но и познается. Под влиянием этого мышления формируется особый способ литературного произведения в особом художественно-гносеологическом пространстве, которое представляет собой текст художественного произведения. Соответственно, в результате применения данного метода представляется возможным выявить художественную интерференцию онтологической картины и текстовой реальности, концептуализировать множественность дифференцированных художественных картин мира.
Отдельную проблему теории литературы представляет собой литература прошлого столетия, созданная в рамках модернизма и постмодернизма. Модернистский тип мышления сформировался на рубеже XIX – XX вв. как социокультурная реакция на глобальный духовно-гуманистический и историко-мировоззренческий кризис. В свою очередь, становление данного типа мышления привело к принципиальным трансформациям парадигмы литературного процесса, его фрагментаризации, дроблению, появлению двух основных линий развития литературного процесса прошлого столетия:
- классической: реализм, романтизм, классицизм;
- неоклассической: модернизм, в том числе, авангардизм и постмодернизм.
Более того, если до начала прошлого столетия литература была акцентирована на бытии и мете человека в нем, то литература прошлого столетия сосредоточилась на небытии, на внутреннем пространстве личности, ее субъективности, которая постигается через познание реальности. Сама реальность отошла на второй план, на первый план вышло ирреальное. Если писатели XIX столетия открывали Человека Богу или Бога в Человеке, то прошлое столетие прошло под знаком «смерти Бога». Произошло становление новой парадигмы художественности, которая характеризуется смещением бытийности в логику экзистенциальной сознательности.
Таким образом, на основании проведенного исследования было выявлено, что на современном этапе своего развития теория литературы как область научного познания столкнулась с рядом существенных проблем, обусловленных как изменениями художественной эстетики современного искусства, так и трансформациями социокультурного контекста, мировосприятия современного творца и читателя. Принимая во внимание глубокие изменения, на сегодняшний день теория литературы нуждается в обновлении своего теоретико-понятийного аппарата, методического инструментария.