Читательская деятельность – это самостоятельный и крайне важный вид интеллектуально-эмоциональной деятельности.
Сущность понятия «читательская деятельность». Модель читательской деятельности
Такое понятие, как «читательская деятельность» является относительно новым. Оно рассматривается в работах разных психологов, педагогов, учителей. Следует различать понятия «читательская деятельность» и «чтение». А. А. Гречихин в своей работе «Социология и психологи чтения» пишет, что в разных трудах описано несколько научных концепций читательской деятельности, однако до сих пор еще никто не вывел ее единой теории. Предложенные ранее варианты концепций читательской деятельности, по мнению ученого, в основном отражали лишь частные аспекты читательской деятельности. По мнению автора, следует создать типологическую модель читательской деятельности. Такую модель предложил А. А. Гречихин. Его модель читательский деятельности состоит из трех структурных блоков:
- Формирование круга чтения: потребностей, целей, информационного поиска, отбора и систематизации;
- Чтение в процессе творческой деятельности – чтение-просмотр, углубленное чтение, динамическое чтение;
- Формы и методы воссоздания результатов чтения – книги, заметки на полях, составление журналов чтения и библиографических пособий, конспектирование.
Информационный поиск может быть документальным, библиографическим, фактографическим.
По мнению автора концепции, из всех структурных блоков модели именно чтение отражает только второй. Функция первого блока заключается в создании целенаправленного процесса удовлетворения потребности в получении необходимых источников информации. Третий блок выполняет функцию обеспечения эффективности процесса, которая достигается при помощи разнообразных методов и форм фиксирования результатов чтения.
Правильная читательская деятельность
По мнению М. И. Омороковой, занимающейся проблемой совершенствования чтения у детей младшего школьного возраста, читательская деятельность – это речевая коммуникативная познавательная деятельность, в результате которой осуществляется восприятие, осмысление, воспроизведение и воссоздание читаемого текста. В изучение читательской деятельности большой вклад внесла Н. Н. Светловская, разработавшая «Теорию формирования типа правильной читательской деятельности». Профессор установила систему ключевых понятий:
- «читательская самостоятельность»
- «квалифицированный читатель»
- «тип правильной читательской деятельности».
По мнению Н. Н. Светловской, тип правильной читательской деятельности – это процесс, состоящий из трех этапов, в ходе которого дети целенаправленно и самостоятельно осваивают и осмысливают книги.
Читательская деятельность – это сложная структура, состоящая из трех этапов: предчтения, процесса чтения и послечтения.
По мнению профессор Н. Н. Светловской, главной целью обучения чтению является формирование квалифицированного читателя. Эта цель достигается путем овладения типом правильной читательской деятельности.
Квалифицированный читатель, по определению Н. Н. Светловской, – это взрослый человек или ребенок, обладающий читательской самостоятельностью, то есть умеющий видеть в любой книге в первую очередь собеседника, различать собеседников и из огромного их числа выбирать нужного для себя, затратив на это минимум сил и времени.
Профессор подчеркивает, что читательская самостоятельность характеризуется наличием у ребенка мотивов, побуждающих его к общению с книгами, и системы умений, знаний, навыков, позволяющих реализовать свои запросы, которые соответствуют личной и социальной необходимости, затрачивая минимум времени и сил.
Читательская самостоятельность позволяет читателю дать адекватную оценку своей читательской подготовке и читательским возможностям. Также она является причиной стойкого интереса читателя к миру книг и к постоянному чтению произведений по собственному выбору.
О. В. Сосновская считает, что главная особенность читательской деятельности состоит в проникновении в содержательный, предметный мир, стоящий за текстом. Происходит это благодаря психолингвистическим и общепсихологическим механизмам читательской деятельности. Именно поэтому понятие «квалификация читательской деятельности» отражает степень сформированности психологического механизма осуществления читательской деятельности в ее сочетании с культурологическими и филологическими составляющими.
Читатель в ходе своей читательской деятельности через текст вступает в коммуникацию с автором текста. Содержание многих подструктур личности оказывает серьезное влияние на характер восприятия содержания текста. В первую очередь это касается читательской направленности. Читательская направленность – это система отношений, которая определяет избирательность личности, ее активность в читательском общении, поведении, деятельности.
Читательское сознание личности выявляется по особенностям и характеру содержания читательской направленности.
По мнению А. А. Бородиной, содержание читательской направленности оказывает влияние на следующие фазы читательской деятельности:
- Процессуально-результативную;
- Мотивационно-потребностную;
- Результативно-оценочную;
- Рефлексивно-прикладную.
В процессе читательской деятельности читатель развивается как личность, субъект, индивидуум в диалогическом взаимодействии с другими субъектами в конкретном социуме опосредованно и непосредственно. Поэтому перед уроками литературы стоит важнейшая задача – подготовить грамотного, квалифицированного читателя, умеющего ориентироваться в огромном разнообразии родной и зарубежной литературы, способного понять и оценить эстетически литературные произведения разных эпох и народов.
По мнению В. Г. Маранцмана, читатель должен обладать такими качествами, как точность эмоциональной реакции, активность, глубина осмысления художественного текста, конкретизация образов в воображении, способность к эстетической оценке формы произведения и т.д.