Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Тенденции в литературе 21 века

Замечание 1

Нон-фикшн – это особый жанр литературы, для которого характерно построение сюжета исключительно на реальных событиях. К этой категории относится научно-популярная, историческая, политическая, справочная литература, дневники, мемуары, эссеистика.

Основные тенденции развития новейшей мировой литературы

Одной из важнейших тенденций в мировой литературе 21 века является глобализация. Так, часто под мировой литературой, подразумевается в первую очередь англо-саксонская литература. С каждым годом национальные литературы становятся все туманнее для международных читателей. Это связано в первую очередь с тем, что мир английского, американского, австралийского, канадского романа не просто открыт каждому, кто владеет английским, но и подробно изучен. Существуют списки бестселлеров, различные премии, рейтинги. Способствует этому наличие множества инструментов для выстраивания иерархий, а также слаженная работа множества институтов. Например, в России иерархии не так очевидны, и даже лауреаты престижных премий могут быть раскритикованы читателями.

Писатели все больше стараются говорить на темы, волнующие каждого. Именно поэтому современные романы редко являются современными. Чаще всего они обращены в прошлое, пытаются охватить и переосмыслить болевые точки мировой истории. Это еще одна тенденция современной литературы.

Развитие феминистского движения привело к появлению следующей тенденции в литературе – женскому взгляду. В книге писательницы Мин Джин Ли «Пачинко» историческое раскрывается через личное. Главная особенность этой книги – попытка пересказа истории именно через женский образ, и это является тенденцией современности. К похожим произведениям также можно отнести «Swing Time» З. Смит, «Manhattan Beach» Д. Иган, «Девочки» Э. Клайн.

Однако главной темой мирового романа становится столкновение культур. И в первую очередь – столкновение эмигрантов с американской культурой. Тенденцию мультикультурализма ярко характеризуют «Сочувствующий» и «Беженцы» Вьет Танг Гуена, «Sour Heart» Дженни Чанга.

Еще одной важнейшей темой мировой литературы в 21 веке становится тема вины – вины белого человека перед остальными. Роман К. Уайтхеда «Подземная железная дорога» о черной девушке, сбежавшей из рабства, получил Пулитцеровскую премию.

«Тенденции в литературе 21 века » 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Современный роман в большей степени является сентиментальным. В центре современного романа находится человек. Именно поэтому в современной литературе так часто встречаются романы о прошлом. Писатели воссоздают разные условия существования человека и пытаются понять, как ему жилось в ту или иную эпоху. Они пытаются понять, что человек чувствовал, переживал, как он мыслил и о чем думал. И если будущее рассказывает главным образом об обществе, то прошлое – о душе.

Многоголосица и сложность – еще одна важная тенденция современной литературы. Даже ирония, считавшаяся одним из главных достоинств писателя, теперь обязательно приправлена сентиментальностью. Но даже в этом случае остается место для эксперимента. Современные романы интересны именно таким подходом, который можно охарактеризовать как сентиментальный нео-постмодернизм. Ярким примером такого романа является «4, 3, 2, 1» Пола Остера. Писатель в этом произведении рассказывает четыре альтернативные версии жизни еврейского мальчика в Америке. И в каждой версии меняется не только жизнь героя, но и политические события.

Замечание 2

С формой и историей экспериментируют и русские писатели: «Убить Бобрыкина» А. Николаенко», «Заххок» В. Медведева, «Петровы в гриппе и вокруг него» А. Сальникова», «Город Брежнев» Ш. Идиатуллина и т. д.

Таким образом, главными тенденциями новейшей мировой литературы являются:

  • глобализация;
  • историзм;
  • женский взгляд;
  • мультикультурализм;
  • вина белого человека;
  • сентиментальность;
  • эксперимент с формой и историей.

Тенденции развития российской литературы

В конце 20 века исторический роман был синонимом «современной русской литературы». В последние годы эта ситуация меняется. Однако писатели по-прежнему используют возможность всесторонне оценить и осмыслить прошлое. Поэтому обращение к истории и ее интерпретация является одной из ключевых особенностей новейшей русской литературы. Многие писатели обращаются к прошлому, чтобы чуть лучше понять настоящее. Алексей Иванов в романах «Тобол» и «Золото бунта» погружает читателя в реалии ушедших эпох, в язык и сознание предков. Захар Прилепин в «Обители» заставляет читателя прожить и прочувствовать сложные и даже порой страшные моменты недавней истории. Шамиль Идиатуллин в романе «Город Брежнев» воссоздает детальную реконструкцию недавней истории, через которую рассматривает, на что способен современный человек. Современный исторический роман – это эксперимент.

Следующая тенденция современной русской литературы – эксперименты с языком. Чтобы говорить о современном, писатели постоянно находятся в поиске нового языка. В 21 веке язык становится увесистее, грубее, брутальнее. Но эта языковая брутальность не отменяет глубины и серьезности текста. С. Самсонов в романе «Держаться за землю» рассказывает о событиях «донбасской весны», используя шахтерские словечки и грубый сленг украинских политиков. Дмитрий Захаров в «Средней Эдде» в речевых портретах героев использует актуальную политическую лексику, что превращает полуфантастическую утопию в сверхсовременную прозу. Прозаики постоянно пытаются подобрать языковой код к сегодняшнему дню. Эти попытки не всегда успешны, но сам процесс поиска и эксперимента имеет важное значения для развития языка.

Переформатирование литературы – еще одна важнейшая тенденция современности. Художественная проза все больше заходит на территорию нон-фикшн, отрицая границы, включая и жанровые. И порой благодаря авторскому прочтению из документов рождается настоящее искусство. Например, документальный роман Л. Юзефовича «Зимняя дорога», в основе которого лежат архивные документы и дневниковые записи, превращается в роман о трагической судьбе двух достойных мужчин, бескорыстно любивших свою страну.

Кроме докфишн, обороты набирает автофикшн, для которого характерен я-поток. Примерами таких произведений являются «Памяти памяти» М. Степановой, «Родина моя, Автозавод» Н. Ким. А. Аствацатуров превращает героя прозы в свое альтер-эго («Скунскамера», «Люди в голом»).

Особый интерес вызывает русский фольклорный магический реализм. Ярким примером этого направления является роман «Петровы в гриппе» А. Сальникова. Это произведение одновременно и свежо, и парадоксально, и поэтично. Не до конца ясно, является ли происходящее в романе гриппозными галлюцинациями героев, или же на мгновение обнажилась вся колдовская изнанка мира.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 10.03.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot