Текст в постмодернизме – это метод создания гипервиртуальности.
Виртуальность текста
Постмодернизм - это, в первую очередь, новый тип культурфилософской рефлексии, который возник вследствие осмысления кризиса в западной культуре 20 столетия. После крушения модернизма все более остро проявляется нежизнеспособность прежних философских методов. Теоретики постмодернизма, создавая новую основу для философии, первоначально исходили из цели абсолютного отказа от существовавших ранее культурно-философских установок. И в первую очередь это отказ от истины. Постмодернизм вместо истины провозглашает «ареал истинности», и неприятие категории Сущность как следствие этого. Вместо категории Сущности возникает такое понятие, как Игра Случая. в постмодернистских концепциях ключевым философским понятием становится ирония и анархия. В искусстве доминирующими являются пародия и постиш как умелая переработка текстов прошлых эпох. Само понятие текста тоже глобально переосмысливается.
Теперь текст – это не изображение реальности, а метод создания гипервиртуальности.
Начинает преобладать не моноперспективизм, а мультиперспективизм, позволяющий расширить философский ракурс.
Модернизм стремился создать единый мир, постомодернизм формирует плюралистическое пространство, где становятся возможными любые толкования и интерпретации. Толкования всегда осуществлялись через априорные языковые формы в культуре. Язык же всегда преобладает над культурой и задает параметры развития.
Язык в постмодернизме – базис, на основе которого возможно согласование разного рода гипотез и мнений. Лишь через язык возможно сближение различных по смыслу культурологических концепций. Основными категориями в постмодернизме являются:
- Текст
- Смысл
- Значение
- Символ
- Знак.
Если новый мир субъект-субъектных отношений будет создан, как предполагают теоретики постмодернизма, его описание возможным станет только через текст.
Текст, не являясь реальностью, создает другую, виртуальную реальность. Поэтому не случайно то, что в последнее время широко обсуждается проблема «экранной» культуры как результата усиления влияния интернета и телевидения.
Такая «экранная» культура формирует свой язык и свой текст, характеризующийся такими категориями, как покадровость, разрозненность, фрагментация сознания. Через новый язык осуществляется идеологическое кодирование так называемого «нового человека». Язык здесь выступает в качестве инструмента власти, а использования нового языка приводит к слому старых стереотипов культуры. Культура как огромное интерпретационное поле создает смыслы во времени, а изменение языка делает осознание созданного смысловыми конструкциями далекого прошлого Текста невозможным.
Общеупотребимые лингвистические структуры в языке сохраняются, однако сам Смысл со временем меняется, и это делает текст совершенно бесполезным для интерпретации. Тогда остается один путь, который спасает текстуальный смысл – это культурная преемственность, являющаяся тем важным фактором жизни, который отвечает за сохранение и передачу смыслов на протяженности всей человеческой истории.
Современное искусство больше не может ограничиваться старыми формами. Постмодернизм в поисках нового обращается и к искусству прошлого, и к новым футурологическим изысканиям. Стремление к воссозданию реальности встречается с непреодолимой преградой – виртуальностью текста. Нет реальности, есть только текст, который не имеет границ и идеологий. Автор, создавая гибкий для манипуляций текст, избегает навязывания других смыслов кроме тех, что будет продуцировать слушатель, читатель, зритель. Мир смыслов не имеет границ, и все, что принимается за действительность, и является текстом, а будущее культуры и человека зависит от грамотного его прочтения.
Текст в концепциях постмодернизма. «Нет ничего вне текста»
Концепцию текста, сформировавшуюся и упрочившуюся на протяжении последней четверти 20-го столетия, можно назвать теорией текста без границ, или теорией сплошной текстуализации реальности.
Впервые эта концепция была предложена французским постструктурализмом, лидер которого Ж. Деррида говорил: «Для меня текст безграничен. Это абсолютная тотальность. Нет ничего вне текста».
Это значит, что текст воспринимается не только как речевой акт. Текстом называется абсолютно все, что воспринимается человеком. Слово текст обозначает и общую совокупность существующего в объективной реальности.
Такое представление о мире как о тексте, о книге, восходит к давнему метафорическому образу. Моисей называл мир книгой бога, также о книге жизни говорится и в «Откровении Иоанна Богослова». Книга в качестве символа бытия присутствует и в художественной литературе, не только впрямую, но и «подтесктово», опосредованно. Но правомерность перенесения художественной и религиозной символики в область научного знания вызывает большие сомнения. Если предположить, что какое-то слово значит абсолютно все, то по своей сути оно не означает ничего. Бесконечная текстуализация картины мира имеет свои причины в философской онтологии, однако она не плодотворна в области частных наук. Между этим понимание текста как не имеющего границ на протяжении последних десятилетий вошло и в филологию. Свидетельством этому являются оригинальные работы Р. Барта, который был последователем и единомышленником Ж. Деррида.
Барт, филолог-эссеист, противопоставил друг другу художественное произведение и художественный текст, тем самым разграничив два рода литературных текстов. Тексты немодернистских, классических произведений, имеющие смысловую определенность и воплощающие авторскую поэзию, он характеризует иронически-отчужденно. По мнению Барта, классический текст отдает дань лицедейству и лукавству, так как мнит себя цельным и определенным, при этом не имея на то оснований.
В современных текстах, по утверждению ученого, говорит сам язык. Здесь голоса автора и персонажей не имеют места. На смену автору приходит скриптор (пишущий), который проявляется только в процессе письма и после создания текста перестает существовать. Такой текст устраняет произведение как таковое.