Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Феминистский постмодернизм в литературе

Определение 1

Постмодернистский феминизм – это разновидность постмодернизма и феминистской теории, ставшая заметной в феминистской мысли в последние десятилетия.

Сущность понятия «постмодернистский феминизм»

Постмодернистский феминизм основан на идеях Фуко и де Бовуар, Лакана и Дерриды. Существует много разновидностей постмодернистского феминизма, но все они имеют ряд общих принципов.

Замечание 1

Представители постмодернистского феминизма признают бинарность женское-мужское главной категоризирующей силой в обществе.

Они следуют взглядам С. Де Бовуар и рассматривают женщину, как человека, заброшенного в роль Другого. Помо-феминистки критикуют господствующий порядок и структуру общества, особенно это касается его патриархатных аспектов. Многие представители направления постмодернистского феминизма тем не менее отказываются от ярлыка «феминизм», так как все, что заканчивается на «-изм», является отражением эессенциалистских концепций. В наибольшей степени постмодернистский феминизм принимает разнообразие. Его частью являются множественные роли, множественные истины, множественные реальности. Здесь имеет место отрицание одностороннего способа бытия женщиной, отрицание природы женщины.

Статья: Феминистский постмодернизм в литературе
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Таким образом, постмодернистский феминизм принимает множественные истины, отвергая эссенциализм. Этим он отличается от таких феминистских точек зрения как:

  • либеральный феминизм (феминистский эмпиризм), который в качестве главной цели рассматривает равенство возможностей;
  • радикальный феминизм, который сфокусирован на разделении в обществе на женское и мужское.

Представители постмодернистского феминизма

Важную роль в становлении постмодернистского феминизма сыграли три писательницы: Люс Иригарей, Элен Сиксу, Юлия Критсева.

Элен Сиксу – поэтесса, писательница, критиковавшая саму природу письма, основываясь на работах Дерриды. Сиксу считала, что в мужском письме полно бинарных оппозиций, в то время как женское письмо – беглое, небрежное письмо, прерванное требованиями жизни. Сиксу также связывает женское письмо с женской сексуальностью, с концепциями женского тела. Идея писательницы заключается в том, что благодаря развитию такого письма изменятся правила, управляющие языком, и в результате изменится процесс мышления и сама структура общества.

«Феминистский постмодернизм в литературе» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Люс Иригарей – писательница, психоаналитик, основной целью которой является освобождение женщины от мужской философии, включая Лакана и Дерриды, на которых она основывается. Писательница принимает концепции детского развития Лакана и Фрейда и является одной из тех, кто критикует теорию Эдипова комплекса. Но учитывая то, что западная культура от Фрейда не собирается отказываться, Люс Иригарей предлагает для женщины три стратегии, которые должны им помочь «чувствовать себя как что-то отличное от «крайности» или «отброса»:

  1. Создание гендерно нейтрального языка.
  2. Имитация мимов, которыми мужчины представляют женщин.
  3. Участие в аутоэротических и лесбийских практиках.

Другая представительница постмодернистского феминизма Юлия Кристева отвергает идею, согласно которой биологическая женщина и биологический мужчина идентифицируются «феминностью» и «маскулинностью». Она считает, что утверждать о разности людей из-за их анатомии – значит силой заталкивать женщин и мужчин в репрессивную структуру. Писательница открыто принимает ярлык «феминистка», однако отказывается говорить о существовании «женской перспективы». Она считает, что существует множество целей, которых могут достичь женщины: свобода контрацепции и абортов, равенство на рабочем месте, центры по уходу за детьми и т. д. Поэтому женщина обязана использовать фразу «я женщина» как рекламу или слоган своих требований.

Как и другие представители постмодернистского феминизма, Юлия Кристева рассматривает использование языка в качестве ключевого элемента. Она считает, что логически «нормальное», линейное письмо было репрессировано, подавлено, а письмо, делающее акцент на звуке и ритме – синтаксически алогично, не было репрессировано и подавлено.

Критика

Один из самых распространенных пунктов критики постмодернистского феминизма – упрек в абсурдности его текстов. Большая часть помо-текстов отвергает линейное устройство письма. Кроме того, постмодернистский феминизм критикуется из-за элитизма. По мнению критиков, только небольшое число академически подкованных людей способны понимать сложный и неясный помо-жаргон. По их мнению, настоящие феминистки занимаются темами, имеющими значение в политическом плане.

Из-за того, что линейная речь и письмо рассматриваются как часть пропаганды существующего порядка, с точки зрения постмодернизма разрушение лингвистических властных структур является важной частью подрыва власти господствующего порядка.

Оппозиция «мужское - женское» в постмодернистском феминизме

Постмодернистский феминизм стал одним из самых прорывных исследований в последние десятилетия. Основная техника этого направления – дискурс-анализ.

Если феминистская модификация раннего постмодернизма стремилась к разрушению оппозиции «женское-мужское» за счет усиления «женской» составляющей, то в позднем постмодернизме развитие получила идея отказа от традиционной закрепленности за компонентами этой оппозиции устойчивых характеристик: нет универсальных характеристик «женского» и «мужского», в каждом случае эти «оболочки» заполняются произвольным составом.

В постмодернистской ситуации, по Бодрийару, особое значение приобретает ни женское, ни мужское, а женственное, то есть соблазняющее. Например, в пьесе Л. Петрушевской «Мужская зона» искусство трактуется как воплощение соблазна, который проникает в «мужскую зону» и расшатывает ее изнутри. Персонажи этой пьесы – не реальные люди, а имиджи, которые созданы массовой культурой и существуют как устойчивые стереотипы массового сознания. Категория мужского в этом произведении связана с символикой власти.

Валерия Нарбикова в своих условно-постмодернистских произведениях пытается создать специфический номинативный, речевой слой женской ипостаси, который находится в зачаточном состоянии ввиду многовекового культурного фаллоцентризма.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 21.06.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot