Субъективная организация – это соотнесенность объектов произведения с субъектами сознания и субъектами речи, соотношение выраженных в тексте кругозоров сознания.
Субъектная организация текста
Любой текст является системой, в которую вовлечено что-то, что не подается систематизации – сознание человека, личности писателя.
В произведении сознание автора получает некую форму. Эту форму уже можно описать. Другими словами, Бахтин дает представление о единстве временных и пространственных отношений в тексте, осмыслении чужого и своего слова, их равноправие. Он дает представление о завершимом и бесконечном диалоге, где ни один смысл не теряется, понятия содержания и формы сближаются через осмысление понятия мировоззрения. Понятия текста и контекста тоже сближаются, утверждается целостность культуры во времени и пространстве земного существования.
Эти идеи были развиты Б. О. Корманом в 60-70-е годы 20 века. Корман установил теоретическое единство между следующими понятиями: субъект, объект, автор, чужое слово, точка зрения и т.д.
Автор – это носитель (субъект) сознания, выражением которого является произведение.
Ученый разделяет автора повествователя как одну из субъектных форм эпоса. Затем Корман разрабатывает систему построения текста, разделяет понятия объекта, субъекта и точки зрения. После определения автора, Корман вводит такое понятие, как система субъектно-объектных отношений, которые опосредуют автора.
Сложность заключается не в выделении рассказчика и повествователя, а в понимании единства между сознаниями и истолкования его как итогового авторского сознания.
Субъектом речи является голос, тот кому формально предписан текст, и кто говорит, чье сознание выражается в этом тексте.
Соотнесенность и смена носителей речи и ракурсов видения ими самих себя и окружающих является важной гранью построения произведений. Такой аспект композиции не имеет большого значения в том случае, когда имеет место одноголосие, то есть где художественная речь фиксирует одну манеру говорения и один тип сознания. Одноголосие характерно для традиционного эпоса, в частности гомеровского. Но этот аспект становится актуальным в тех случаях, когда в произведении присутствует многоголосие и разноречие, то есть когда автор запечатлевает различные манеры говорения и типы сознания, сказывающиеся в них.
Соотнесенность носителей речи и их сознаний является субъектной организацией произведения.
Этот термин был введен Б. О. Корманом.
Часто даже в рамках небольших произведений точка зрения говорящего на изображаемое меняется. Динамика точек рения особенно активна и явственна в эпическом литературном роде (даже если субъект речи на протяжении всего текста остается единым, не меняющимся). Например, в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» повествователь то наблюдает за своими героям извне, то проникает в их внутренний мир, то сосредотачивает свое внимание на панорамах и наблюдает за происходящим издалека или, наоборот, вплотную приближается к какому-либо персонажу или предмету и рассматривает в самых мелких подробностях.
Часто писатели «поручают» рассказать о событиях нескольким лицам поочередно (например, в произведении «Бедные люди» Ф. М. Достоевского, «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова, «Особняк» У. Фолкнера и т.д.). Переходы от одного способа повествования к другому исполнены глубокого художественного смысла. Ярким примером этому является произведение «Лотта в Веймаре» Т. Манна, где герой романа, великий Гете, изображен в разных ракурсах его видения.
«Точка зрения»
Понятие точки зрения обосновано Б. А. Успенским. Основываясь на суждениях В. В. Виноградова, М. М. Бахтина, Г. А. Гуковского и анализируя литературно-художественные тексты, в частности, Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого, он утверждает. Что проблема «точки зрения» - это центральная проблема композиции, и что данный феномен составляет «глубинную композиционную структуру» и его можно противопоставить внешним композиционным приемам. Планам «точки зрения» Б. А. Успенский посвятил специальные разделы.
Точка зрения – это авторская позиция, с которой ведется повествование, а также конструируется либо комментируется художественное целое.
Существует три плана точки зрения:
- Пространственно-временной. Выделяется дистанционная и контактная точка зрения по степени удаленности, а также внутренняя и внешняя.
- Фразеологический. Обычно способствует определению характера субъекта (я, он, ты, мы или их отсутствия)
- Идеологический. Выяснение соотношения каждой существующей точки зрения с художественным миром, в котором она занимает место с другой точки зрения.
Характеризуя субъектную организацию, исследователь неизбежно сталкивается с проблемой автора и героя. В процессе изучения разных аспектов исследователь приходит к многозначности автора. Под понятием «автор» подразумевается биографический автор, автор как субъект деятельности, автор в художественном воплощении, то есть образ автора.
В том случае, если говорится об образе автора, то речь идет о формах авторского присутствия в рассматриваемом тексте. В эпических текстах в качестве формы словесного выражения автора выступает повествование.
Повествованием называется последовательность речевых фрагментов текста, которые содержат разнообразные сообщения. В качестве субъекта повествования здесь выступает повествователь.
Повествователь – это косвенная форма присутствия автора в произведении, которая выполняет посредническую функцию между реципиентным миром и вымышленным.
Районы действия голоса называются речевыми зонами. Это совокупность разного рода форм косвенной передачи речи, фрагментов прямой речи, характерных словечек, обрывков фраз, эмоциональных оценок, которые свойственны герою. Важными характеристиками являются: