
Субъекты транспортного права
Неотъемлемым элементом правоотношений, составляющих предмет правового регулирования транспортного права, как комплексной отрасли российского законодательства составляют субъекты соответствующих правоотношений – то есть их участники. В общем виде, в соответствии с позицией, выработанной в общей теории права, понятие рассматриваемых субъектов может быть сформулировано следующим образом:
Субъекты транспортного права – это взятая воедино совокупность участников правоотношений, регулируемых нормами действующего транспортного законодательства.
При этом в юридической литературе отмечается, что можно говорить о выделении совокупности «общих» субъектов транспортных правоотношений, наличие которых, как правило, не зависит от того какая именно группа транспортных отношений рассматривается в конкретной ситуации. Так, к числу общих субъектов транспортного права, являющихся физическими лицами, могут быть отнесены:
- Пассажиры – лица, перевозимые транспортным средством на основании соответствующего соглашения. При этом в качестве такого соглашения может выступать предусмотренный нормами гражданского законодательства договор перевозки пассажиров, или договор фрахтования транспортного средства для соответствующих целей;
- Грузоотправители и грузополучатели – субъекты любого рода транспортных правоотношений, связанных с осуществлением перевозки груза для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности – то есть для личных, бытовых, семейных и иных подобных нужд;
- Индивидуальные предприниматели – физические лица, приобретшие в установленном законом порядке статус индивидуального предпринимателя, для целей получения прибыли, и участвующие в этой связи в транспортных правоотношениях на стороне перевозчика, грузоотправителя, грузополучателя, фрахтовщика, и т.д.;
Вторую обширную группу общих субъектов транспортного права составляют юридические лица, которые будучи образованными в одной из организационно-правовых форм, предусмотренных действующим гражданским законодательством, аналогично индивидуальному предпринимателю выступают в транспортных правоотношениях в качестве различных участников.
Особенности субъектного состава отдельных видов транспортных правоотношений
Ранее, в рамках настоящей статьи было обращено внимание на то, в качестве субъектов транспортных правоотношений могут выступать физические и юридические лица, участвующие в соответствующих отношениях, реализуя разнообразные цели и задачи.
Однако также следует отметить, что рассмотренный субъектный состав в наибольшей степени характерен для транспортных правоотношений имущественного характера, в то время как анализ содержания и особенностей иных видов транспортных правоотношений, позволяет обнаружить в соответствующей сфере определенные особенности. Остановимся на их изучении подробнее.
Так, в настоящее время, в юридической литературе наибольшую поддержку получила точка зрения, в соответствии с которой в рамках транспортного права необходимо выделять четыре группы отношений – имущественные, административные (административно-правовые), трудовые, процессуальные, которые соответствующим образом составляют предмет рассматриваемой отрасли права. При этом субъектами данных видов правоотношений выступают:
- В транспортных правоотношениях административно-правового характера, особенности субъектного состава обусловлены тем, что в силу специфики административного права в отношениях, регулируемых в его нормах, в качестве одной из сторон обязательно участвует властный субъект. В этой связи, субъектами соответствующих транспортных правоотношений, с одной стороны, выступает уполномоченный орган государственной власти (чаще всего – Минтранс или его территориальные органы), а с другой (обязанный субъект) – граждане и юридические лица;
- В транспортных правоотношениях трудового характера, субъектный состав представлен двумя сторонами: с одной стороны – работники транспортной сферы, а с другой – работодатели, то есть конкретные транспортные организации. Иными словами, особенности субъектного состава трудовых транспортных правоотношений обусловлены спецификой действующего трудового законодательства;
- Транспортные правоотношения процессуального характера, возникающие при наличии споров в транспортной сфере. При этом субъектный состав рассматриваемого правоотношения во многом схож с составом транспортно-имущественных правоотношений, однако происходит некоторое перераспределение соответствующих участников. Так, в соответствующих процессуальных отношениях на одной стороне всегда выступает перевозчик, а на другой – пассажиры, грузоотправители или грузополучатели, то есть субъекты, утверждающие факт неисполнения или ненадлежащего исполнение перевозчиком принятых на себя договорных обязанностей.
Таким образом, подводя итог рассмотрению вопроса о субъектах транспортного, права следует сделать вывод о том, что специфика таких субъектов, с одной стороны обусловлена особенностями самой отрасли права, а с другой – находится в зависимости от того, какой именно вид правоотношений, составляющих предмет транспортного права, анализируется в конкретной ситуации.
Предмет транспортного права
Для формирования полного представления о содержании и особенностях транспортного права, как элемента национальной правовой системы Российской Федерации, представляется необходимым проанализировать предмет рассматриваемой отрасли.
При этом следует обратить внимание на то, что в силу отсутствия единообразного понимания транспортного права и определения его места и роли в российском праве, возникают определенные трудности и с изложением понятия предмета соответствующей отрасли.
Так, например, в соответствии с одной из точек зрения, предмет транспортного права предлагает определять следующим образом:
Предмет транспортного права – это совокупность общественных отношений, возникающих между транспортными предприятиями и их клиентами, о поводу оказания услуг, связанных с использованием транспортных средств, для осуществления перевозочного процесса.
Однако, представляется, что подобное понимание предмета транспортного права не в полной мере раскрывает его специфику, оставляя некоторые важные компоненты вне соответствующей дефиниции. В этой связи, с учетом проведенного анализа юридической литературы, а также исходя из той специфики, которая была выявлена в процессе изучения субъектов транспортного права, предлагается так определять его предмет:
Предмет транспортного права – это совокупность имущественных, административных, трудовых и процессуальных правоотношений, возникающих по поводу организации и осуществления транспортной деятельности.
